МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Екатерина Кормилицина
Консультация для педагогов «Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Темочки:

Рассмотрим такое понятие как условие. В философском словаре понятие «условие» рассматривается как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия представляют ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются» [7, с. 118].

Основным условием для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования являются: психолого-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые условия и развивающая предметно-пространственная среда.

Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно [4, c. 151].

Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда и квалифицированные педагоги. Психолого - педагогическим условиям и требования к кадрам предусматривают ряд компетенций педагога. Вовлечение детей в разные формы деятельности, развитие любознательности детей, интереса ребенка к собственной активности. Для каждого конкретного ребенка, педагог должен уметь выбрать формы педагогической поддержки, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определено как индивидуальный подход и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка» [6]. Так же педагог должен уметь грамотно организовать предметно-пространственную развивающую среду, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации и создать условия для свободной детской игры. Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

– содержательно-насыщенной;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– доступной;

– безопасной [3].

В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный уголок, на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется. Литературу для уголка подбирают соответственно возрастным особенностям и потребностям детей [6]. Книги должны быть с небольшим количеством текста, крупными красочными иллюстрациями, по несколько экземпляров одного названия. Материалы для ремонта книг лучше хранить рядом. Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Внимание детей обращают на образность языка сказок, рассказов, стихотворений, привлекают детей к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей [2, с. 237]. Образцы ритмической речи дают народные сказки, песенки, потешки, загадки, они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка [4, с. 34].

Детям очень важно показать, множество приятных дел связанных с чтением : можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. «Незаинтересованное, но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» [5, с. 47]. Развивать интерес и любовь к книге, воспитывать будущих читателей помогают формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой вне занятий. Развитие и совершенствование способностей к пониманию литературных произведений и формирование интереса и любви к книге, происходит в течение всего периода детства. В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Он приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического воспитания и понимания произведений художественной литературы.

Интеграция учебно-воспитательного процесса является важным условием его эффективности. Восприятие литературы детьми неотделимо от игры, и других видов детской деятельности. Образные впечатления, полученные при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре. Проводить игру можно под музыкальное сопровождение, которое вводит в атмосферу литературных произведений.

Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семье отводиться ведущая роль в воспитании подрастающего поколения — именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге [6, с. 31]. Именно в семье зарождается привычка к чтению. Хорошая книга в руках родителей и их детей — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [4, с. 391]. Сближает и помогает лучше усваивать содержание произведения совместные чтения детей и родителей, необходимые для развития интереса и любви к книгам. Начальный этап приобщения детей к чтению, чтение-слушание литературных произведений. Рассматривая вместе со взрослыми иллюстрации и слушая чтение, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Взрослых и детей сближает совместное чтение, оно стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце [3, с. 19].

Для воспитателя и родителей важнейшей задачей становится отбор художественных произведений, помогающих формированию литературного вкуса у детей. Родителям не всегда просто сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детского чтения. Выбирая книгу для детей, необходимо придерживаться следующих правил:

– целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;

– принадлежность произведения к подлинному искусству;

– художественность иллюстраций и их соответствие содержанию произведения, предпочтительней издания с иллюстрациями, где изображение животных, людей максимально реалистичны.

Для детского чтения подбирают произведения, помогающие раскрыть богатство окружающего мира и человеческих отношений, красоту, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное мнение. Выбирают те произведения, герои которых близки и понятны детям. При выборе произведений учитываются особенности детей : восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Важным условием развития интереса к книге у детей является работа с родителями, которую проводят в форме тематических собраний, индивидуальных бесед, консультаций, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации. Родителям рассказывают о вреде раннего приучения ребенка к телевизору и компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Способствовать формированию интереса к книге может организация в группе детского сада заседаний читательского клуба, куда можно будет пригласить родителей и устроить сочинение сказок детьми и родителями [3, с. 96]. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей [6, с. 128]. На сайте детского сада размещается постоянно обновляющийся список литературных произведений для домашнего чтения.

В период детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, развитие интереса и любви к книге, ребенок формируется как читатель. Специфика работы с детьми, заключается в том чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, не шаблонность восприятия, эмоциональность, искренность, радость и добровольность занятий.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 13:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кормилицина (УИ 662250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД