Екатерина Кормилицина
Консультация для педагогов «Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Рассмотрим такое понятие как условие. В философском словаре понятие «условие» рассматривается как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия представляют ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются» [7, с. 118].
Основным условием для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования являются: психолого-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые условия и развивающая предметно-пространственная среда.
Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно [4, c. 151].
Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда и квалифицированные педагоги. Психолого - педагогическим условиям и требования к кадрам предусматривают ряд компетенций педагога. Вовлечение детей в разные формы деятельности, развитие любознательности детей, интереса ребенка к собственной активности. Для каждого конкретного ребенка, педагог должен уметь выбрать формы педагогической поддержки, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определено как индивидуальный подход и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка» [6]. Так же педагог должен уметь грамотно организовать предметно-пространственную развивающую среду, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации и создать условия для свободной детской игры. Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи предметно-пространственная развивающая среда должна быть:
– содержательно-насыщенной;
– трансформируемой;
– полифункциональной;
– доступной;
– безопасной [3].
В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный уголок, на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется. Литературу для уголка подбирают соответственно возрастным особенностям и потребностям детей [6]. Книги должны быть с небольшим количеством текста, крупными красочными иллюстрациями, по несколько экземпляров одного названия. Материалы для ремонта книг лучше хранить рядом. Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Внимание детей обращают на образность языка сказок, рассказов, стихотворений, привлекают детей к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей [2, с. 237]. Образцы ритмической речи дают народные сказки, песенки, потешки, загадки, они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка [4, с. 34].
Детям очень важно показать, множество приятных дел связанных с чтением : можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. «Незаинтересованное, но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» [5, с. 47]. Развивать интерес и любовь к книге, воспитывать будущих читателей помогают формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой вне занятий. Развитие и совершенствование способностей к пониманию литературных произведений и формирование интереса и любви к книге, происходит в течение всего периода детства. В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Он приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического воспитания и понимания произведений художественной литературы.
Интеграция учебно-воспитательного процесса является важным условием его эффективности. Восприятие литературы детьми неотделимо от игры, и других видов детской деятельности. Образные впечатления, полученные при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре. Проводить игру можно под музыкальное сопровождение, которое вводит в атмосферу литературных произведений.
Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семье отводиться ведущая роль в воспитании подрастающего поколения — именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге [6, с. 31]. Именно в семье зарождается привычка к чтению. Хорошая книга в руках родителей и их детей — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [4, с. 391]. Сближает и помогает лучше усваивать содержание произведения совместные чтения детей и родителей, необходимые для развития интереса и любви к книгам. Начальный этап приобщения детей к чтению, чтение-слушание литературных произведений. Рассматривая вместе со взрослыми иллюстрации и слушая чтение, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Взрослых и детей сближает совместное чтение, оно стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце [3, с. 19].
Для воспитателя и родителей важнейшей задачей становится отбор художественных произведений, помогающих формированию литературного вкуса у детей. Родителям не всегда просто сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детского чтения. Выбирая книгу для детей, необходимо придерживаться следующих правил:
– целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
– принадлежность произведения к подлинному искусству;
– художественность иллюстраций и их соответствие содержанию произведения, предпочтительней издания с иллюстрациями, где изображение животных, людей максимально реалистичны.
Для детского чтения подбирают произведения, помогающие раскрыть богатство окружающего мира и человеческих отношений, красоту, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное мнение. Выбирают те произведения, герои которых близки и понятны детям. При выборе произведений учитываются особенности детей : восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.
Важным условием развития интереса к книге у детей является работа с родителями, которую проводят в форме тематических собраний, индивидуальных бесед, консультаций, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации. Родителям рассказывают о вреде раннего приучения ребенка к телевизору и компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.
Способствовать формированию интереса к книге может организация в группе детского сада заседаний читательского клуба, куда можно будет пригласить родителей и устроить сочинение сказок детьми и родителями [3, с. 96]. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей [6, с. 128]. На сайте детского сада размещается постоянно обновляющийся список литературных произведений для домашнего чтения.
В период детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, развитие интереса и любви к книге, ребенок формируется как читатель. Специфика работы с детьми, заключается в том чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, не шаблонность восприятия, эмоциональность, искренность, радость и добровольность занятий.