Наталья Адаева
Консультация для педагогов «Основы трудового воспитания младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении – средство, с помощью которого формируются основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности, развиваются умственные, физические способности, закладываются позитивные дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, ценить труд. Главная задача трудового воспитания – формировать правильное отношение дошкольников к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности и учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями. От целенаправленных действий, процессуальные отличаются тем, что могут многократно повторяться, не преследуя определенной задачи. Ребенок производит действие потому, что оно само доставляет ему удовольствие. Целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражание с самого начала носит осмысленный характер. Подражая сложным действиям взрослых, ребенок понимает их смысл. Понимание действия является предпосылкой для подражания, а подражание – важным условием для первой простой ориентировочной деятельности. Усвоение способа действия с предметом в процессе ориентировочной деятельности самих детей иногда подсказывается взрослым в совместной деятельности с ребенком. Этот процесс является важным побудительным фактором развития личности ребенка, приводит к осознанию (ещё не полному и неточному) собственных возможностей, вызывает стремление к известной независимости от взрослого. «Я сам», - заявляет он. Действия младшего дошкольника, пытающегося самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что-то мыть, вытирать, примитивны, но значение их очень велико и заключается в том, что цель в большинстве случаев достигается выполнением этого единичного действия. Это уже не игра; действия протекают в реальном плане, и именно в них мы видим зачатки трудовой деятельности, а несколько позднее – отдельные виды хозяйственно – бытового труда, самообслуживания.
Публикация «Консультация для педагогов „Основы трудового воспитания младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Стремление ребенка сделать что-то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. В первых попытках ребенка действовать самостоятельно развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива, ребенок впервые испытывает напряжение физических сил и разума. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Сами дети младшего дошкольного возраста часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут. Выражая желание что-то делать, ребенок еще не сообразуется с тем, что сможет или не сможет он это сделать. Отказ выполнения того или иного непосильного дела приходит позднее и обуславливается тем, что у детей накапливается опыт, в котором выполнение этих маленьких дел шло не так гладко, возникали известные трудности, вызывавшие у них разочарование. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами ее выполнить. И лишь тогда, когда педагог заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь. Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух-трех детей. На третьем году жизни следует большое внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия: один едет на автомашине «за молоком», а другой одевает кукол на прогулку, один убирает кроватки кукол, другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры. Возможности участия детей младшего дошкольного возраста в коллективных формах труда еще весьма ограничены. Эта работа детей не носит регулятивного характера, но к выполнению отдельных поручений следует привлекать детей чаще: помогать убирать игрушки, наводить порядок в кукольном уголке, участвовать в его уборке. Младшие дошкольники могут быть привлечены и к коллективной уборке групповой комнаты. Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять ее. Эта целенаправленность у маленьких детей проявляется уже в самообслуживании, когда ребенок самостоятельно одевается, убирает на место игрушки. На первых порах цель выступает для него вполне конкретно, наглядно: убрал игрушки – в уголке порядок, можно идти гулять; одел куклу, можно посадить ее в коляску и покатать. Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык выполнения той или иной работы, но не всегда ведут к самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилий и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый. Большое значение в формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Деятельность ребенка обуславливается просьбой взрослого (что-то принести, подать, расставить игрушки на полке и прочее). Этот мотив часто связан с поручениями. Здесь деятельность носит кратковременный характер, однако позволяет ребенку активно проявить себя, почувствовать удовлетворение при положительной оценке его труда взрослым. Таким образом, внешние побудительные мотивы к труду постепенно создают эмоционально положительное состояние, готовность сделать что-то полезное. Нельзя не увидеть связь этого простейшего мотива трудовой деятельности с другим, с готовностью принять участие в труде взрослых, протекающем на глазах ребенка. Наблюдая за детьми, побуждаемыми к труду желанием принять участие в труде взрослых, можно ясно увидеть, как дифференцируется этот мотив. Индивидуальные проявления одних детей ясно обнаруживают тенденцию заслужить похвалу взрослого за участие в труде. В этом случае поощрение педагога оказывается решающим фактором в мотивации деятельности: эти дети и в дальнейшем охотно трудятся под влиянием желания заслужить похвалу взрослых. У других детей независимо от поощрения педагога возникает желание приносить пользу окружающим, именно это становится мотивом их дальнейшей деятельности. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Предварительное планирование чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в той последовательности. Например, педагог предлагает детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок. Он должен объяснить детям: сначала надо поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании надо сначала завернуть рукава, чтобы не замочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками. Таким образом, последовательность действий определяется педагогом, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе. На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
В труде результат – обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в дошкольном учреждении. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно. Для детей младшего дошкольного возраста значение результата труда выступает прежде всего в оценке, данной педагогом, и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду : вызывает желание что-то сделать самим, присоединиться к тем детям, которые принимают участие в труде. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной, важно поддержать в нем уверенность в том, что если он постарается, у него все получится.
Литература:
1. Бондаренко, Т. М. приобщение дошкольников к труду : методическое пособие/ Т. М. Бондаренко. – Москва: ИЛ, 2014. – 208 с.
2. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников : методическое пособие для педагога детского сада / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. – Москва: Гостехиздат, 2016. – 2481 с.