Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Основные проблемы нравственного воспитания дошкольников»

Елена Холод
Консультация для педагогов «Основные проблемы нравственного воспитания дошкольников»

Консультация для педагогов

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Публикация «Консультация для педагогов „Основные проблемы нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств, происходит в процессе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Сам термин «нравственное воспитание» иногда подменяется понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

Под этими понятиями подразумевается:

— воспитание души ребенка через культуру: игру, сказку, музыку, поэзию, живопись;

воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире;

—строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии.

В жизни практически невозможно отделить одно от другого.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.). И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также произвольности психических процессов, что, в свою очередь, ведет к нарушениям всестороннего познавательного и личностного развития. С несформированными личностными механизмами поведения дети остаются зависимыми от ситуаций и внешних требований взрослого.

Установлено, что развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте снижается и что подавляющее большинство детей этого возраста остается на низком уровне игровой деятельности. Ребенок, для которого непосредственные указания и требования со стороны взрослого, служат стимулом (и мотивом, послушания, становится неспособным к самоконтролю своих действий.

Поэтому такие дети остаются не готовыми к организации самостоятельной деятельности. Современные дети затрудняются сочинить сказку, придумать и развернуть сюжет игры, представить недостающий предмет или просто его заменить.

По уровню развития общения с взрослым современные дети несколько отстают от возрастной нормы. У большинства из них в возрасте 5—6 лет преобладает ситуативно-деловая форма общения, соответствующая младшему дошкольному возрасту. Их интересы ограничиваются предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации.

Агрессивность становится нормой жизни для значительной части детей. Это вызывает тревогу у работников дошкольного образования и общества в целом. Социокультурные изменения общества повлияли на личностное развитие современного ребенка.

Остается вопрос: каковы приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте?

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Для них в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. Особенно трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Это становится поводом для размышления и темой для этической беседы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Поэтому при отборе сказки для рассказывания очень важно раскрыть ее духовный замысел. А при рассматривании иллюстраций к ней необходимо обратить внимание ребенка на картины, отражающие ситуации эмоционального неблагополучия сказочного героя.

Детей вначале привлекает ситуация, а не эмоциональное состояние героя. Поэтому задача педагога заключается в акцентировании внимания ребенка на эмоциональном состоянии героя сказки: его испуге, слезах, позе, выраженной обидой, что поможет дошкольнику глубже воспринять содержание и смысл сказки.

При этом беседа по ее содержанию должна строиться так, чтобы ребенок не констатировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя должно заключаться в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный смысл.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится, играя, и, что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития используют дидактические игры - это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель — обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям. Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе. Но если это только результат сформированной привычки, общение с другими людьми не сделает его жизнь содержательной и интересной. В сложных жизненных ситуациях такое «умение вести себя» исчезает без следа. Совершенно другое дело, когда навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Наиболее существенным недостатком в области нравственного воспитания ребенка выступает разрыв между его чувствами и поведением. Причины такого явления — формирование представления в отрыве от реального поведения ребенка, недооценка взрослыми личного примера и переоценка метода поощрения и наказания, недостаточное использование упражнений в претворении ребенком добрых намерений.

Больше всего возможностей в таких упражнениях имеется в проблемно-игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно-ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра — наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства специалистов дошкольного образования. Почему? Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Искажается и сама суть детской игры: она перестала носить творческий характер, стала неинтересной, непривлекательной.  Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное времяпровождение.

Нередко и воспитатели, недооценивая воспитательную функцию игры, подменяют ее обучением. Используют игру не в качестве средства для проявления заботы и доброты, накопления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала.

Такой подход к игровой деятельности в дошкольном возрасте не только продвинул ее, а наоборот, сделал шаг назад по сравнению с игрой детей в недавнем прошлом. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть — значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Игрушка должна сопровождать жизнь детей, а игра должна быть наполнена соответствующими ситуациями. Еще А. С. Макаренко рекомендовал наполнять нравственным опытом «канавку», которая находится между нравственными знаниями и поступками.

Необходимо ставить ребенка в ситуации практического совершения реального поступка. Игра для накопления такого опыта — наилучшее средство.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Следует помнить, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются. Жизненный опыт ребенка со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника, необходимо учесть следующие условия:

знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно-игровых ситуациях;

использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

взрослым необходимо передать детям игровой опыт. Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра, сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр и др.

Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств. Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними должны быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества. Одной из основных задач ФГОС ДО является:  «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.  ФГОС должен помочь вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете требований современного общества.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект прогулки в старшей группе с элементами социально-нравственного воспитания дошкольниковКонспект прогулки в старшей группе с элементами социально-нравственного воспитания дошкольников Конспект прогулки в старшей группе с элементами социально-нравственного воспитания дошкольников. Подготовила : Пахолкова Е. А – воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Основные проблемы нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 10:04
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Основные проблемы нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Холод в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД