Зюляева Марина Сергеевна
Консультация для педагогов «Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология как наука возникла на стыке психологии и физиологии. Она изучает процессы в головном мозге, отвечающие за когнитивные функции (внимание, мышление, память, речь и др., а также рассказывает нам об их функциональном и структурном расположении.
Прежде чем использовать какие-либо упражнения и игры нейропсихологического направления с детьми дошкольного возраста, необходимо знать основные закономерности развития мозга ребенка в онтогенезе. Педагог должен учитывать, что на начальном этапе развития любая положительная стимуляция (например, показ погремушки) влияет на весь мозг ребенка, т. е. генерализованно. Что это значит?
Публикация «Консультация для педагогов „Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Все отделы мозга развиваются одновременно от благотворных влияний, а не только зрительный корковый центр, как в случае с предъявлением погремушки. Позже происходит переход от генерализованного вовлечения всего мозга к избирательному взаимодействию нервных центров.
Нейропсихологические технологии продуктивнее применять в сензитивные периоды. Если в это период в мозг ребенка не будет поступать необходимая положительная стимуляция (чтение сказок, игры с неречевыми звуками и т. д., соответствующие зоны мозга не разовьются должным образом.
Надо помнить, что наш мозг созревает поэтапно: одни участки раньше, другие позже, асинхронично. Например, в сензитивный период развития речи (до 3 лет) у ребенка созревают задние отделы мозга – заднетеменные, височные, затылочные доли, в то время, как другие участки мозга могут еще «спать», а третьи – уже пройти развитие и сильных изменений уже претерпевать не будут. Поэтому, если в момент сензитивного периода развития речи ребенка мы еще с ним разговариваем, читаем сказки, играем со звуками, ярко выражаем и показываем эмоции – все это еще лучше развивает речевые центры в этот благоприятный период. Когда с ребенком вообще не происходит взаимодействия, и он предоставлен самому себе, должного развития речи не будет. И время окажется упущенным, в другой период данные центры уже не будут претерпевать нужного развития.
Каждый педагог должен понимать влияние социальной среды на мозг ребенка. От окружающей среды, взаимодействия со взрослыми зависит, насколько будут использованы потенциальные возможности развития мозга ребенка. Если он не получает сенсорных, двигательных, эмоциональных посылов, мозг не развивается, не развиваются связи между нейронами.
Почему мы используем в совокупности движение и речь? Важно знать, что зоны пальцев кисти находятся рядом с артикуляционным аппаратом в головном мозге. Они взаимно влияют друг на друга. Чем ближе находятся зоны, тем больше у них связей между собой. Активируется одна зона, следовательно, активируется и другая, иными словами – чем ближе зоны мозга, тем больше они влияют друг на друга.
Почему мы используем при дифференциации на слух похожих звуков какой-либо двигательный стимул? Потому что центры восприятия звуков речи и другие сенсорные центры находятся рядом, эти зоны взаимно стимулируются. И мы видим, что коррекционная работа идет быстрее, качественнее упрочняется навык у ребенка.
Важно понимать – энергия мозга конечна и узконаправлена. Если в раннем возрасте она будет израсходована на неактуальные навыки, например, опережающие (письмо, чтение, ее не хватит на развитие, например, сенсомоторных способностей, которые должны были развиваться в данный для них благоприятный период. В дальнейшем этот недостаток будет практически невозможно восполнить. Пластичность мозга снижается по мере взросления, примерно в возрасте до 7 лет, а после 9 лет завершается интенсивное развитие.
Итак, созревание нашего мозга происходит от правого полушария к левому, от задних отделов к передним. Задние отделы мозга являются базой для формирования функций лобных долей. Полноценное развитие правого полушария – база для речевого развития. Необходимо придерживаться знания этапов развития функциональности мозга по А. Р. Лурия. И в зависимости от того, какой блок мозга не сформирован, - нужно подбирать нейропсихологические упражнения (первый – энергетический блок, второй – сенсомоторный, третий – программирования и контроля).
Данные законы развития детского мозга необходимо учитывать при направленном использовании элементов нейропсихологического подхода в коррекции речевого развития ребенка. Прежде чем использовать какие-либо игры такого характера, важно поставить цель, т. е. знать, для чего мы это делаем.