Получи документы

Консультация для педагогов «Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка»

Зюляева Марина Сергеевна
Консультация для педагогов «Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихология как наука возникла на стыке психологии и физиологии. Она изучает процессы в головном мозге, отвечающие за когнитивные функции (внимание, мышление, память, речь и др., а также рассказывает нам об их функциональном и структурном расположении.

Прежде чем использовать какие-либо упражнения и игры нейропсихологического направления с детьми дошкольного возраста, необходимо знать основные закономерности развития мозга ребенка в онтогенезе. Педагог должен учитывать, что на начальном этапе развития любая положительная стимуляция (например, показ погремушки) влияет на весь мозг ребенка, т. е. генерализованно. Что это значит?

Публикация «Консультация для педагогов „Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка“» размещена в разделах

Все отделы мозга развиваются одновременно от благотворных влияний, а не только зрительный корковый центр, как в случае с предъявлением погремушки. Позже происходит переход от генерализованного вовлечения всего мозга к избирательному взаимодействию нервных центров.

Нейропсихологические технологии продуктивнее применять в сензитивные периоды. Если в это период в мозг ребенка не будет поступать необходимая положительная стимуляция (чтение сказок, игры с неречевыми звуками и т. д., соответствующие зоны мозга не разовьются должным образом.

Надо помнить, что наш мозг созревает поэтапно: одни участки раньше, другие позже, асинхронично. Например, в сензитивный период развития речи (до 3 лет) у ребенка созревают задние отделы мозга – заднетеменные, височные, затылочные доли, в то время, как другие участки мозга могут еще «спать», а третьи – уже пройти развитие и сильных изменений уже претерпевать не будут. Поэтому, если в момент сензитивного периода развития речи ребенка мы еще с ним разговариваем, читаем сказки, играем со звуками, ярко выражаем и показываем эмоции – все это еще лучше развивает речевые центры в этот благоприятный период. Когда с ребенком вообще не происходит взаимодействия, и он предоставлен самому себе, должного развития речи не будет. И время окажется упущенным, в другой период данные центры уже не будут претерпевать нужного развития.

Каждый педагог должен понимать влияние социальной среды на мозг ребенка. От окружающей среды, взаимодействия со взрослыми зависит, насколько будут использованы потенциальные возможности развития мозга ребенка. Если он не получает сенсорных, двигательных, эмоциональных посылов, мозг не развивается, не развиваются связи между нейронами.

Почему мы используем в совокупности движение и речь? Важно знать, что зоны пальцев кисти находятся рядом с артикуляционным аппаратом в головном мозге. Они взаимно влияют друг на друга. Чем ближе находятся зоны, тем больше у них связей между собой. Активируется одна зона, следовательно, активируется и другая, иными словами – чем ближе зоны мозга, тем больше они влияют друг на друга.

Почему мы используем при дифференциации на слух похожих звуков какой-либо двигательный стимул? Потому что центры восприятия звуков речи и другие сенсорные центры находятся рядом, эти зоны взаимно стимулируются. И мы видим, что коррекционная работа идет быстрее, качественнее упрочняется навык у ребенка.

Важно понимать – энергия мозга конечна и узконаправлена. Если в раннем возрасте она будет израсходована на неактуальные навыки, например, опережающие (письмо, чтение, ее не хватит на развитие, например, сенсомоторных способностей, которые должны были развиваться в данный для них благоприятный период. В дальнейшем этот недостаток будет практически невозможно восполнить. Пластичность мозга снижается по мере взросления, примерно в возрасте до 7 лет, а после 9 лет завершается интенсивное развитие.

Итак, созревание нашего мозга происходит от правого полушария к левому, от задних отделов к передним. Задние отделы мозга являются базой для формирования функций лобных долей. Полноценное развитие правого полушария – база для речевого развития. Необходимо придерживаться знания этапов развития функциональности мозга по А. Р. Лурия. И в зависимости от того, какой блок мозга не сформирован, - нужно подбирать нейропсихологические упражнения (первый – энергетический блок, второй – сенсомоторный, третий – программирования и контроля).

Данные законы развития детского мозга необходимо учитывать при направленном использовании элементов нейропсихологического подхода в коррекции речевого развития ребенка. Прежде чем использовать какие-либо игры такого характера, важно поставить цель, т. е. знать, для чего мы это делаем.

Публикации по теме:

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Консультация «Значение оригами для развития ребенка»Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года»Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года» Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3-4 года». Конструирование —важное средство умственного воспитания детей.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Об отношении к своему ребенку» Как добиться хорошего отношения между родителями и детьми? Об этом много пишут в специальной литературе, говорят и советуют специалисты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка»
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 14:28
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Зюляева Марина Сергеевна (УИ 407648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД