Анна Антипина
Консультация для педагогов «Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особую актуальность приобретают задачи, которые перед нами ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – создание в группе благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка, оказывая при этом грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей.
Одним из способов решения этой непростой задачи является оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста. Недирективную помощь мы можем рассматривать как эффективный приём для развития инициативы и самостоятельности детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Теперь обратимся к самому понятию «недирективная помощь». Исходя из научного определения, недирективная помощь – это партнёрская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми, принятие их чувств. Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Конечно, в зависимости от ситуации мы сами решаем, нужно помочь ребенку или нет. Но в этом контексте речь идет о педагогическом воздействии, которое связано с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности.
Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то мы увидим, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Из этого можно сделать вывод, что недирективная помощь – это обязательная составляющая успешной социальной ситуации развития детей.
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.
Предлагаю углубиться в значение самого понятия «недирективная помощь». Нельзя не отметить, что наличие именно партнерской позиции взрослого по отношению к детям является важным фактором проявления детской инициативы. Находясь в благоприятной и комфортной обстановке, дети ощущают себя нужными, чувствуют заботу и уважение родителей, и поэтому могут вести себя свободно и непринужденно, самостоятельно делают выбор, опираясь на собственное мировоззрение. Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Как определить в какой ситуации ребёнок действительно нуждается в оказании недирективной помощи? Предлагаю рассмотреть данный вопрос на конкретных примерах. Пример 1: Мальчик пяти лет пытался построить гараж из магнитного конструктора для своей любимой машинки. Но из – за несформированности конструктивных навыков несколько раз сталкивался с неудачей. Это вызвало насмешки со стороны других воспитанников группы, которые рядом строили шоссе.
Пример 2: Девочка четырёх лет с интересом наблюдала за игрой своих сверстников в «Супермаркет». Педагог, заметив интерес девочки, предложила остальным принять её в игру. Но дети не услышали обращения педагога.
Эти ситуации часто встречаются в практике дошкольного образования, и в большинстве своем, положительный исход сложившихся ситуаций, лежит на педагоге, который может оказать недирективную помощь ребенку и вывести его на ситуацию успеха. Чтобы понимать сам процесс оказания недирективной помощи необходимо обратиться к основным принципам, на которых она строится.
Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста строятся на шести основных принципах. Предлагаю рассмотреть каждый из них:
1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Рассмотрев основные принципы оказания недирективной помощи, предлагаю обратиться к «маркерам» недирективного поведения самого педагога, т. е. продемонстрировать использование данных принципов в повседневных ситуациях, происходящих с детьми в группе детского сада.
1. Прием поощрения и одобрения, т. е. педагог, демонстрирует заинтересованность действием ребенка, поддерживает у ребенка стремление к общению (диалогу). Чтобы реализовать данный прием, педагогу следует использовать благожелательный тон и уклончивые слова. Например: «Вот это ты здорово придумал, я бы так не смогла!» или «Ты меня очень порадовал, у тебя все получится, ты такой молодец, научи меня!».
2. Прием повторения, т. е. педагог, демонстрирует ребенку, что ему интересно, что он внимательно слушает ребенка. Для использования этого приема педагогу следует повторять основные идеи, предложения, мысли ребенка, эмоционально подчеркивать важные факты. Например: «Мне нравится, что ты делишься своими впечатлениями, давай еще раз повторим, что ты придумал…» или «Расскажи, как ты это делаешь, как я поняла, у тебя есть другой способ деятельности…».
3. Прием отражения, т. е. педагог, демонстрирует свою заинтересованность, показывает, что принимает и понимает чувства и эмоции ребенка. Для реализации данного способа педагогу следует эмоционально отразить чувства, которые испытывает ребенок в момент общения с взрослым. Например: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен…» или «Давай решим, что мы будем делать дальше…»
4. Прием обобщения, т. е. педагог, обобщает и систематизирует все важные мысли и идеи ребенка, закладывает основу для дальнейшего взаимодействия с ребенком. Для применения этого способа педагогу следует повторить и отразить основные мысли ребенка. Например: «Если я правильно тебя поняла, ты хочешь…» или «Мне кажется, что твоя идея очень интересная, давай расскажем об этом другим…».
5. Прием поощрения активности ребенка в диалоге, т. е. педагог, дает ребенку возможность осознать свои мотивы, действия, желания, инициативности. Чтобы исполнить данный прием, педагогу следует стимулировать активный диалог со стороны ребенка, поощрить желание ребенка продолжать диалог. Например: «Было бы здорово, если бы ты научил ребят это делать.» или «Это замечательное предложение, расскажи, что ты решил сделать дальше…».
Также для решения различных ситуаций можно объединить детей в небольшие группы.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. В течении дня может быть несколько групповых сборов:
1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями;
2-ой утренний сбор – после занятий;
3-ий - после дневного сна.
Что может включать в себя групповой сбор?
Приветствие (комплименты, подарки и пр.) «Я рада вас видеть», «Я рада что мы снова все вместе», особое внимание можно уделить ребенку, который вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами. Мы очень ждали тебя»)
Игра (пение, чтение/слушание, элементы психологического тренинга). Любые игры не требующие большой подвижности.
Обмен новостями или ситуативные беседы с детьми.
Выбор темы проекта, образовательного события. Планирование.
Планирование индивидуальной и совместной деятельности
Доска выбора доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
Подводя итог очень важно отметить, что только заинтересованный своим делом педагог может помочь ребёнку стать инициативной и самостоятельной личностью. А стать такой личностью ребёнок может только в том случае, если он воплощает в жизнь свои фантазии, задумки, которые становятся интересными окружающим его сверстникам и главная задача педагога - помочь ему в этом!