Ольга Дмитриева
Консультация для педагогов на тему «Развитие эмпатии у детей в процессе театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмпатии у детей в процессе театрализованных игр.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития эмпатии посредством театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием эмпатия;
- расширить представление знания педагогов о разновидностях театрализованных игр;
- развивать умения распознавать эмоции.
Ход консультации:
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Развитие эмпатии у детей в процессе театрализованных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру.
Появление же форм общения у детей, необходимых для развития духовной культуры общества – сложный процесс воспитания нравственных качеств, связанных с появлением отзывчивости, гуманности, человечности, предпосылками, которых являются появление нравственных эмоций и чувств. Результат развития нравственных чувств и эмоций определяется не только знаниями закономерностей развития ребенка, но и умением организовать деятельность детей, дать ей нужное направление и использовать для этого эффективные приемы и способы воздействия на детей, которые будут благоприятствовать развитию способности к эмпатии.
Что такое эмпатия?
Эмпатия в переводе с греческого «сопереживание», понимание чувств и переживаний другого человека, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.
Старший дошкольный возраст рассматривается, как благоприятный период для развития эмпатии. Первые проявления эмпатии формируются гораздо раньше, но в старшей и подготовительной группе у дошкольников под влиянием опыта, общения и совместной деятельности формируется способность сочувствовать другим людям, переживать печали и радости других людей, как свои собственные.
В дошкольном возрасте у детей начинают складываться первые моральные суждения и оценки, формируются нравственные качества, чувства. Эмоции, чувства и нравственные переживания у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
Для развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку необходима атмосфера дружественных взаимоотношений.
Соответственно, чтобы дети могли осознать своё эмоциональное состояние (радость, грусть, злость, удивление, обиду и т. п., необходимо их научить распознаванию, называнию, сравнению эмоций, а также развивать умения видеть эмоции не только в себе, но и в других, то есть у детей необходимо развить эмпатию.
Каким образом развить эмпатию у детей? Лучший опыт передается посредством игр. Игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт.
Театрализованные игры разделяются на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальное и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимики.
Видами игр-драматизаций являются:
• Игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• Ролевые диалоги на основе текста;
• Инсценировки произведений;
• Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• Настольный;
• Плоскостной и объемный;
• Кукольный (би-ба-бо, пальчиковый театр, театр марионеток и т. д.)
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, вдет роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Однако, одной лишь театрализованной игры недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане. Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после проведения театрализованной игры, надо проводить беседы с детьми по осмыслению разыгранной ситуации, тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к игре. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
В процессе театрализованной игры, помимо всех психических процессов, происходит развитие эмоций, воли, характера. Театрализованная игра позволяет детям пережить те чувства, которые должны испытывать изображаемые ими персонажи: симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и т. п. Таким образом, можно сказать, что театрализованная игра создает условия для формирования различных личностных качеств старшего дошкольника. Ведь в процессе театрализованной игры он учится сопереживать, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных формах и продуктах деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Педагог-психолог: Уважаемые педагоги, теперь мы свами переходим к практической части.
Я предлагаю, вам вспомнить основные эмоции с помощью игры «Передай эмоцию».
Вам нужно встать друг за другом. Теперь я последнему стоящему скажу на ушко эмоцию, которую ему необходимо будет передать. Эмоцию будем передавать по цепочке, как в детской игре «Испорченный телефон», только с помощью мимики и пантомимики. (участникам предлагается изобразить следующие эмоции: удивление, страх, грусть, злость, радость).
Следующая игра в которую я вам предлагаю поиграть называется «История одного героя». Цель: развитие эмоционального мира ребёнка.
Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать карточку со сказочным героем, который вам больше всего понравился (педагоги выбирают героев). А теперь предлагаю каждому из вас рассказать про своего героя. Какое настроение у вашего героя? Как вы думаете, что с ним произошло? Что произойдёт с героем дальше? (педагоги отвечают на все вопросы по очереди). Вопросы могут быть разными. Мы с вами попробовали только некоторые из них. На слайде вы видите примерные вопросы, которые можно задавать ребёнку про его героя.
Игра: "Котенок"
Цель игры: развитие эмпатии, повышение самооценки, уверенности в себе.
Взрослые становятся в круг. Передними рассыпаны мягкие клубочки (помпоны) по количеству играющих.
Мы котеночка нашли
И с земли подняли. (Каждый выбирает себе клубок, кладут клубок на колени)
Нежно трогали его,
Гладили, ласкали. (Осторожно трогают пальчиком, гладят, пальцем, ладошкой)
Положили на ладонь,
А другой прикрыли. (Кладут на ладошку, накрывают котенка)
Тихим голосом ему
Так мы говорили:" (Дышат в ладошки)
Ты поспи, хороший мой,
Ты не бойся, я с тобой. " (Наклоняются к ладошкам, тихонько шепчут)
Котик спит спокойным сном,
Его в корзинку отнесем. (Опускают сложенные ладошки, встают и несут "котенка")
Осторожненько положим,
Сон его не потревожим. (Кладут осторожно в корзинку, отступают на шаг)
Отойдем тихонько мы,
Не нарушим тишины. (Отступают медленно назад)
Произносят: "Т-с-с-с" и стоят без движения.
Игра заканчивается тогда, когда кто-то из взрослых пошевелится.
Педагог-психолог: Было ли трудно понимать и выражать чувства, эмоции? (Ответы педагогов)
Заключительная часть.
Педагог-психолог: Главная задача, стоящая перед нами помочь ребёнку жить среди других людей, быть готовым проявлять гуманное отношение к окружающему миру, быть способными к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Дошкольник, умеющий проявлять терпение, помогать и сочувствовать людям, успешно адаптируется в школе и имеет все предпосылки к успешной самореализации.