Вихарева
Консультация для педагогов «Познавательное развитие дошкольников c помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие дошкольников c помощью дидактических игр
Консультация для педагогов на тему:
«Познавательное развитие дошкольников
с помощью дидактических игр».
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
(В. А. Сухомлинский)
Добрый день коллеги! Для начала предлагаю вспомнить как вы понимаете определение познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста?
(Ответы педагогов)
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательное развитие дошкольников c помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Познавательные процессы обеспечивают отражение, познание субъектом явлений среды жизнедеятельности. Познавательная сфера включает ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Проблемы, связанные с познавательным развитием дошкольников, всегда были важны для организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста т. к. играют основную роль в умственном развитии ребенка. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно протекает умственное развитие, темпы которого в дальнейшем понемногу замедляются. К 6 годам накопленные сведения о мире становятся обстоятельной базой для будущего развития познавательной сферы ребенка. Следовательно, можно сказать, что обучаемость ребенка зависит в основном от характера и степени сформированности познавательных процессов (мыслительные операции – анализ, обобщение, сравнение и т. п., владения приемами деятельности – в данном случае игровой, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические умения – выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверстниками игру, выбрать необходимые игрушки или их заместители. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
- Коллеги! Как вы оцениваете потенциал дидактической игры в познавательном развитии ребенка? (Ответы педагогов)
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес у детей к процессу познания. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей, и максимально развивать способности детей. Дидактическая игра – это получение новых знаний, их обобщение и закрепление; обогащение чувственного опыта ребенка, развивая его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач – дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Взрослый управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т. е. отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая связана игровым мотивом, придающим ей смысл. Их содержание может стать желанием ребенка сравнить свой прежний опыт с новым, обнаружить сходство и различие, выявить связи и зависимости между предметами. Вопросы взрослого являются начальным стимулом, который ускоряет мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов. Очень важно и то, что у старшего дошкольника зарождается желание решать задачу, ситуацию собственными силами, не получая готовой информации, а стараясь понять, вникнуть в сущность явлений и найти причину.
Заключение.
Таким образом, дидактическая игра имеет много граней: является игровым методом обучения детей, формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания и развития личности. Познавательное развитие является сложным и длительным процессом, который с одной стороны является фундаментом общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение и является базой для овладения многими видами деятельности через процесс обучения в дошкольном возрасте. Игра – еще и важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, правил и норм поведения, воспитывается уважение к труду. Ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и подбор дидактических игр должен соответствовать индивидуальным особенностям детей.