Светлана Фомина
Консультация для педагогов «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
К числу современных образовательных технологий относятся :
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технологии исследовательской деятельности;
4. информационно – коммуникационные технологии;
5. игровые технологии;
6. технология «ТРИЗ»
Особое место в ДОУ отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает успешность образовательного процесса. Подбор различных технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Реализация образовательных задач осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами, которые позволяют давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок. Образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз, дети периодически переводятся из положения сидя, в положение стоя. В образовательной деятельности систематически применяются оздоровительные гимнастики. Разминки перед началом художественной творческой деятельности, используются для профилактики эмоционального напряжения, утомления. В процессе занятий по изодеятельности предлагаются детям увлекательные физкультурные паузы, вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста. Педагог предлагает попрыгать, присесть, потопать, похлопать. Проводит подвижные дидактические игры, например: «Отнеси картинку к предмету», «Построй фигуру», «Встань, если догадался». Не забываем о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания, увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, тренирует его глубину, ритмичность. Кровь обогащается кислородом, а воспринимают информацию после такой гимнастики дети охотнее и эффективнее. Применение релаксации позволяет снять мышечное напряжение, успокоить ребенка, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы. Продумывая занятия, необходимо, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Для этого максимально удаляем от глаз ребенка дидактический материал. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Физкультминутки для глаз способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулируют нервные окончания и дают отдых утомленному зрению. Использование в процессе занятий по ИЗО классической музыки, аудиозаписи звуков природы, способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает ребенку успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы, дети представляют себя на полянке, на берегу моря, в саду, вызывая положительные эмоции. Все это способствует развитию у ребенка воображения, чувства прекрасного. В образовательном процессе активно используем нетрадиционные техники рисования. Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Они развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Одним из методов развития творческих способностей является метод проектов.
Тематика и содержание проектов для детей ДОУ разнообразны. Используются следующие типы проектов:
• исследовательско - творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
• творческие : (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка.
Одной из важных форм в развитии детского творчества является познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Данный период развития ребенка характеризуется особенным интересом к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность. Сколько мы видим интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.).
Развитию творчества детей, инициирования экспериментирования и освоения способов создания изображения, поиску выразительных образов и интересных решений способствует наличие традиционных изобразительных материалов: гуашевых и акварельных красок, карандашей, восковых мелков, фломастеров, глины, пластилина. Часто детям также предлагаются масляные краски, угольный карандаш, сангина, цветные ручки, «бумагомасса», соленое тесто, бумага разной плотности и фактуры, возможность рисования на стекле, фольге, ткани, аппликации из природных материалов, предметов, некоторых пищевых продуктов.
• По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели, развиваются разнообразные умения.
Для развития творческого самовыражения каждого ребенка в группах можно создать различные мини-центры.
Мини-центр “Мастерская маленького волшебника” (центр опытов и экспериментов) насыщается многообразием современного художественного материала, инструментария и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.
В мини-центре “Островок чудесных превращений” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы - результаты опытов и экспериментов. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, смешивая разные приемы и техники. Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки.
В мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным полифункциональным материалом, маленькие художники делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить интерьер группы, сделать декор своими руками.
ФГОС ДО предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Современные медиаресурсы разнообразны: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия, презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов.
Использование ИКТ является эффективным способом повышения мотивации и развития творческих способностей дошкольника, так как средства ИКТ можно применять на всех этапах образовательного процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, диагностики.
Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. И мы, взрослые, должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы.
Использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.
Игра является наиболее эффективным средством мотивации для детей 3-4 лет. Часто используемым игровым приемом является прием привлечения игрового персонажа. Ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому – нибудь известному и любимому герою. Указывать детям на ошибки нужно от лица персонажа, который просит исправить недостатки, внести изменения и дополнения. Эти указания не нарушают целостности игрового мира ребенка, но помогают заметить ошибку.
Игровые приемы во всех возрастных группах способствуют повышению интереса к деятельности, создают позитивный эмоционально-творческий настрой, повышают эффективность процесса развития и обучения и улучшают качество создаваемых творческих работ. В младших группах в игровой форме происходит привлечение внимания к материалам, возбуждение интереса к деятельности (игра с кисточками и инструментами, обыгрывание игрушек); в старших — создание творческой атмосферы («Рисуем как помощники художницы-осени», «Клуб художников», ассоциирования и направления на поиск способов раскрытия темы, интересных образов. Удачно действует прием «кисточка шагает» для передачи изображения ритмами мазков. «Кисточка прыгает», сопровождаемая комментированием «прыг-скок». Играя с инструментами, дети получают изображение предметов и запоминают формообразующие движения, необходимые для изодеятельности. Хорошо помогает детям войти в тему игра двигательного характера, например при реализации темы «Листья по ветру летят» дети превращаются в осенние листья, которые кружатся на ветру. Перед рисованием (методом тычкования) «Снег идет» - дети в образе снежинок. Рисунки в этом случае получаются более выразительными, проявляется творчество.
В практической деятельности используют такие игровые технологии как :
- игровые ситуации. Например, в пасмурные дни можно сделать на стену солнышко, чтобы стало весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в аквариуме - камешки, клоуну - мячики, королеве Осень - нарядное платье и т. д. Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, используются загадки, стихи, проблемные ситуации.
- сюрпризные моменты. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.
Технология ТРИЗ – это использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Цель ее - развивать фантазию детей.
Технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка.
Применение элементов ТРИЗ на занятиях по ИЗО деятельности способствует развитию творческих способностей, воображения.