Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов «Общие представления о песочной терапии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия в разделе арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где ставка делается на творческое самовыражение ребёнка. Этот психокоррекционный и развивающий метод направлен на разрешение личностных проблем через работу с образами коллективного или личного бессознательного.
Публикация «Консультация для педагогов „Общие представления о песочной терапии в ДОУ“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Данные образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта: композиций из фигурок, построенных на специальном ящике (или подносе) с песком, при использовании техники активного воображения.
Метод базируется на сочетании вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение сказки\истории, раскрывающей смысл композиции) и невербальной (процесс построения композиции) экспрессии дошкольника.
Впервые идея использования песка в игре с детьми была реализована детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с водой и песком, дополняя игру различными куклами и предметами. Она использовала в работе 2 подноса, на одном из которых находился песок, а на другом - вода. Также детям предлагались коробки с миниатюрными игрушками и обычные формочки для игры в песочнице. Дошкольнику предоставлялась возможность свободно играть с песком, фигурками и водой. Дети называли данный процесс "строить мир". М. Ловенфельд свою методику так и назвала - техника "построения мира".
Сегодня "песочницу" активно используют не только детском психоанализе, но и в гештальт-терапии, семейной и когнитивно-поведенческой терапии.
В качестве материалов применяется миниатюрные фигурки, песок и вода. С их помощью дошкольник создаёт композиции на специальном подносе.
После завершения работы с песком ребёнок даёт название своей композиции и рассказывает о нём педагогу. Педагог выделяет главные моменты процесса, фиксирует композицию на слайдплёнку или фото, подробно записывает рассказ ребёнка.
Таким образом, главная цель песочной терапии - достижение ребёнком эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения коллективного и личного бессознательного. Включение этого содержания в сознание, укрепление Эго и установление нового качественного взаимодействия Эго с глубинным источником психической жизни - целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности ребёнка к саморазвитию и самодетерминации.