Татьяна Баязитова
Консультация для педагогов «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Период дошкольного детства насыщен различными формами обучения. Взрослые во что бы то ни стало, хотят вложить в ребёнка как можно больше информации, сформировать умения и навыки. И этот процесс, безусловно, очень важен, но также необходимым элементом развития ребёнка является возможность свободно проявлять себя в разных видах игровой деятельности, которые, в частности, органично присутствуют в изобразительном творчестве. Ведь каждый ребёнок – это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована ещё у детей. И чаще всего раскрыться ребёнку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Для того чтобы ребенок мог раскрыться удивительным образом подходит метод арт-терапии. Неслучайно многие терапевтические и развивающие эффекты занятий детей с арт-терапевтом обусловлены взаимодействием ребёнка с изобразительным материалом. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициатив и самостоятельности, концентрации внимания, даёт выход аффектам. Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей дошкольного возраста являются терапевтические отношения, благодаря которым ребёнок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности.
Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами (А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская).
Арт-терапия – особая форма коммуникации клиента и психотерапевта в символической форме (рисование лепка, аппликация и др.) (А. Хиллом)
Основными принципами работы с применением арт-терапии являются :
1. Свободный выбор. Принятие решений, в том числе связанных с выбором материалов и средств изобразительной работы.
2. Минимальные ограничения. Активность ребёнка в ходе арт-терапевтических занятий, как правило, не ограничивается. Ограничения могут применяться только в случае агрессивного и самодеструктивного поведения ребёнка.
3. Психолог должен находиться на одном уровне с ребёнком (глаза в глаза).
4. Безоценочное восприятие всех работ : в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного». Дети должны чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
5. Партнёрство в терапевтических отношениях – уважение позиции ребёнка, иногда «следование» за его инициативой, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.
6. Постоянная обратная связь – рассказ ребёнка о своей работе.
Существует ряд преимуществ для работы с детьми с техниками арт-терапии.
В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей.
Арт-терапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки его состояния.
Арт- терапия является средством свободного самовыражения.
Арт-терапия вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.
Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
• Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые доступные формы;
• Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей. Способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
• Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
• Оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
• Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ : ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
Марания – это спонтанные рисунки дошкольников, выполненные в абстрактной манере, имеющие схожесть с рисунками доизобразительного периода.
Штриховки, каракули – хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т. д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием.
Монотипия – это базовая графическая техника. Она заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке - делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
Рисование на стекле. Перед тем как предложить ребёнку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской. В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Описанный приём используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям, так, как провоцирует активность.
Рисование пальцами – это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме.
Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами. С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Рисование предметами окружающего пространства – использование для рисования нетипичных предметов : рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломками и т. д.
Трёхмерные изображения из газет, фольги, слюды. Во время творческих действий с газетами и скотчем создаётся образ, вызывающий положительный отклик у ребёнка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливают именно на созидание нового.