Зейнегуль Хасимова
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Математика в детском саду начинается с первой младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку. Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Основная методика обучения математики в детском саду — обучение детей на занятиях. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.
Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1-2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой, обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) — установить соотношение предметов именно по данному признаку. Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета, Какого размера?») Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. В 2-3 года дети переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Это числа 1,2,3.
Формирование представлений о количестве во второй младшей группе ограничено дочисловым периодом. Выделение отдельных предметов из групп объединение предметов в группы. Дети должны понять, что каждая группа состоит из отдельных предметов, научиться выделять из группы однородные предметы. Сравнивая две группы предметов, равных или неравных по количеству, воспитатель показывает образование каждого следующего числа.
Впервые в старшей группе учатся считать в разных направлениях. Детям объясняют, что для ответа на вопрос сколько? не имеет значения, в каком направлении вед тся сч т: справа налево, сверху вниз или снизу вверх.
Позднее детям да м представление о том, что считать можно предметы, расположенные не только в ряд, но и самыми различными способами (по кругу, диагонали, неопредел нной группой). Вывод: начинать сч т можно с любого предмета и вести в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды. Продолжая обучению сч ту в подготовительной группе, воспитатель уточняет отличие количественного и порядкового значения числа.
Когда хотят узнать сколько предметов, их считают один, два, три… Устный сч т для уточнения знаний о последовательности натурального ряда чисел используются специальные упражнения на сч т в прямом и обратном порядке. Воспитатель, начиная с 1 предмета, последовательно добавляет предметы по одному, каждый раз спрашивая детей о количестве. Аналогично проводятся упражнения на последовательное уменьшение чисел.
Усвоение состава числа из 2 чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению. Знакомство с цифрами. В процессе обучению сч ту педагог показывает разные способы обозначения какого — либо количества.