Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Методы художественного воспитания»

Наталья Бикметова
Консультация для педагогов «Методы художественного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

К методам художественного воспитания относятся, прежде всего, различные способы практического обучения детей тому или иному виду искусства. Большинство педагогов прошлого рассматривали обучение в качестве главного метода воспитания. Приобретая знания, ребенок использует их в своем поведении, практической деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов „Методы художественного воспитания“» размещена в разделах

Практическое обучение искусству всегда решает комплексную задачу: формирование навыков, развитие способностей, эмоциональной сферы и индивидуальности, воспитание художественного вкуса. Обучения пению дает певческие навыки, развивает голосовые данные и слух, учит эмоциональному самовыражению. Обучение рисованию дает возможность овладеть художественной грамотой, развивает способность восприятия цвета и формы, обогащает мир чувств, формирует вкус. Обучение танцу оттачивает двигательные навыки, развивает остроту восприятия пластических движений, учит выражению чувств при помощи движения, совершенствует художественный вкус. Обучение актерскому мастерству и искусству художественного чтения развивает способность перевоплощения, приводит в движение разнообразные интеллектуальные способности.

Обучение мастерству в любой области человеческой деятельности, осуществляющейся «по законам красоты», обеспечивает не только формирование навыков и развитие способностей, но и совершенствование художественно-эстетического вкуса.

Анализ результатов практического обучения искусству убеждает, что формирование умения видеть, чувствовать, понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения. Формирование художественного вкуса находится в прямой зависимости от овладения техникой, развития эмоциональной сферы. В свою очередь, формирующийся художественный вкус по мере все более высокого развития способствует совершенствованию таланта, технических навыков, эмоциональной сферы.

Другую группу методов, обеспечивающих эстетическое развитие и становление художественного вкуса детей, составляют методы, связанные с организацией восприятия и анализом художественных произведений. Восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача этой группы методов—обеспечить условия для активного и продуктивного восприятия. Имеет большое значение установка на восприятие. Она заключается в предварительном ознакомлении с программой произведений, в создании эмоционального настроя, пробуждении в ребенке личных переживаний.

Не менее существенным является создание соответствующей содержанию художественного произведения внешней обстановки. Процесс такого непосредственного восприятия — внутреннее видение образов, переживание чувств, возникающих в результате первичного восприятия. Такое восприятие—толчок к общению, выражению чувств, описанию образов, сравнению своего переживания с переживанием другого человека.

Ребенок стремится к общению, выражению своих переживаний, с тем, чтобы, сравнивая, сопоставляя, анализируя, лучше сориентироваться в социальной среде, утвердить себя в ней. Воспринятое произведение искусства для ребенка — своеобразная ступенька в формировании отношения к жизни. Пройдя по многим подобным ступенькам и осмыслив их, ребенок не исчерпывает всего богатства идей, заложенных в художественном произведении. Обогащенный опытом искусства и жизни, ребенок вновь обращается к произведениям искусства, открывает в них новые для себя идеи и вновь, на более глубоком уровне, обогащает свою личность.

По отношению к шедеврам мирового искусства этот процесс бесконечен. Человек никогда не утрачивает интереса к подлинным произведениям искусства. По-новому читают взрослые уже прочитанные романы Льва Толстого, слушают не однажды слышанную музыку Бетховена, смотрят, много раз виденные картины Репина. Общению детей с искусством на новом, более глубоком уровне в значительной степени помогают знания в области искусства, обстоятельный анализ воспринятых произведений.

Таким образом, в основе группы методов организации восприятия и анализа произведений искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие—анализ— восприятие. Противоречивость ее заключается в том, что анализ сначала «разрушает» органически цельную художественную картину. Однако на новом уровне происходит более глубокое и полное освоение художественной и социально-психологической сущности произведения.

По характеру использования различаются методы первичного восприятия и анализа и методы вторичного восприятия. Характерной чертой вторичного восприятия является активная внутренняя духовная работа, сосредоточение внимания на выработке представлений и идей, соответствующих объективному смыслу произведения.

Субъективное впечатление объективируется, расширяется и углубляется, не переставая в то же время оставаться впечатлением, несущим в себе черты индивидуальности личностного восприятия. Если первичное восприятие нередко остается поверхностным, существенно не влияющим на эстетическое развитие школьника, то вторичное восприятие, осуществленное на новой качественной основе, помогает формированию подлинного художественного вкуса.

Наконец, в третью группу методов художественного восприятия входят методы организации самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников. Внешне формы организации художественно-творческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения. В свободной деятельности могут использоваться как методы практического обучения, так и методы творчески развивающие.

Самым важным отличительным признаком являются качественно противоположные психические состояния детей в период обучения и творчества: в первом случае это состояние неуверенности, ожидания помощи или простое следование образцу. Во втором случае — состояние уверенности, готовности к поиску самостоятельных решений.

В этих случаях различна и схема расстановки сил в педагогическом процессе. В первом случае — показ педагогом образца, повторение его учеником, контроль за исполнением упражнений. Во втором случае — постановка педагогом задачи, самостоятельный поиск решений, консультация и критика со стороны педагога.

Творчество не может начинаться на пустом месте. Ему предшествует период обучения, подводящий к необходимому и достаточному уровню обученности школьника. В психологическом плане этот период обеспечивает самоутверждение, уверенность в своих силах, готовность к самостоятельным действиям.

К числу методов эстетического развития дошкольников в процессе творчества относится стимулирование. Развитие художественного вкуса, становление творческой личности обеспечивается не автоматически в результате простого участия в творческом процессе, а за счет умелого педагогического руководства, своевременной помощи, глубокого анализа и доброжелательной критики.

Таким образом, в художественном воспитании детей существует три основные группы методов, обеспечивающие практическое обучение, к числу которых относятся объяснение, показ, упражнение; эстетически оптимальное восприятие, куда входят демонстрация, анализ, повторное восприятие; художественно-творческую деятельность, где важное место занимают обоснование замысла, выполнение творческих заданий, критический разбор произведения.

Несмотря на свою специфику, процесс эстетического воспитания является органической частью общего воспитательного процесса. Эстетическое развитие ребенка, формирование его художественного вкуса достигается и осуществляется не только за счет общения с искусством, но и за счет воздействий эстетического в природе, быту, труде, общественной жизни.

Таким образом, реализуя целостный подход к личности ребенка, возможно применение в теории модели эстетического отношения к искусству как определяющему фактору эстетического развития личности.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методы художественного воспитания»
Опубликовано: 31 марта 2022 в 21:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Методы художественного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бикметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД