Приложение МААМ

Внеклассное занятие по русскому языку «В мире словарей»

Елена Пухович
Внеклассное занятие по русскому языку «В мире словарей»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- расширить знания учащихся о типах словарей;

- закрепить навыки пользования различными словарями и знания некоторых понятий и терминов, полученные на уроках русского языка;

- способствовать проявлению учащимися внимательности и активности.

Оборудование: различные словари, карточки с определениями.

Ход занятия:

Вступительное слово.

Публикация «Внеклассное занятие по русскому языку „В мире словарей“» размещена в разделах

Перед вами ряд различных словарей. Как написать: абракадабра? Аброкадабра? Или может быть абракодабра? Незачем ломать голову, нужно просто открыть орфографический словарь. А если неизвестно значение слова, нужно посмотреть в толковый словарь. Если слово заимствовано из другого языка – берем словарь иностранных слов. А если понадобиться заменить слово «абракадабра» другими, сходными по смыслу, - обращаемся к словарю синонимов.

Словари бывают разные и посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словари терминов и другие. Так что же такое словарь?

Словарь – это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык».

Повторим мудрые слова Вольтера, великого мыслителя и великого писателя: «… словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, что извлекать из нее».

Основная часть.

Перед вами самый простой и распространенный словарь из всех словарей – орфографический. Но для того чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо хорошо знать алфавит.

Задание по орфографии.

Расставьте слова в алфавитном порядке: август, автор, авиа (август, авиа, автор) мастер, март, марево (марево, март, мастер). Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»

А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он называл их «дикими» Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даль был удостоен звания Почетного академика наук.

Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком. А применительно к словарю – содержащий в себе толкование, объяснение.

Перед вами «Толковый словарь имени С. И. Ожегова», неоднократно издававшийся и наиболее полный на сегодняшний день.

Сергей Иванович жегов(1900—1964) — лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей и других. Автор одного из самых известных и популярных русских словарей — однотомного «Словаря русского языка»; словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы.

Толковый словарь русского языка содержит 80 000 слов и фразеологических выражений (считая заголовочные слова, производные слова) и идиом. Слова и фразеологизмы, включенные в толковый словарь, относятся к общелитературной русской лексике, а также к взаимодействующим с ней специальным сферам языка; в толковом словаре широко представлены также просторечия русского языка, употребительные в литературе и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения слова, если оно многозначно, примеры употребления в литературной и разговорной речи, сведения о сочетаемости, грамматические характеристики слова. Словарная статья в словаре С. Ожегова сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны.

Первое издание словаря С. И. Ожегов, бывший одним из основных авторов «Толкового словаря русского языка» Д. Н. Ушакова, выпустил в 1949 году в Москве. При жизни С. И. Ожегова вышли шесть изданий словаря, из которых второе (1952 год) и четвёртое (1960 год) были исправленными и дополненными.

В 1972 году под редакцией Н. Ю. Шведовой увидело свет девятое издание, исправленное и дополненное. 13-е (1981) и 16-е (1984) издания словаря также содержали исправления. К 21-му изданию, при подготовке которого корпус словаря был обновлён и пополнен Н. Ю. Шведовой, объём словника увеличился с 57 000 до 70 000 слов.

В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух соавторов: С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Четвёртое издание обновлённого словаря, вышедшее в 1997, по сравнению с предыдущими, пополнилось более чем на 3000 дополнений различного характера.

Толковый словарь под редакцией Ожегова стал первым словарем после Первой мировой войны и Октябрьской революции и в наши дни является уникальным и, пожалуй, самым читаемым толковым словарем русского языка. Несмотря на все лишения послереволюционного времени, словарь, созданный Сергеем Ивановичем Ожеговым, является одним из величайших достижений русской языковедческой мысли. И в наши дни высоких технологий написанное в толковом словаре Сергея Ожегова не оспаривается и воспринимается как аксиома. Как и все великие вещи, толковый словарь составлен таким образом, что его статьи понятны людям всех сословий и профессий.

Задание по толкованию.

Используя его, дайте объяснение словам : библиотекарь и библиофил. Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб», потому что библиофобия означает: ненависть к книге. Это кажется невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу? Бывают. Когда испанские конкистадоры обрушились на Американский континент и начали войну с индейцами, они сожгли все книги народа майя. Когда фашисты пришли к власти, то для людей у них были концлагеря, а для книг – костры. И в этих кострах горели книги многих писателей, в том числе и немецких.

Чтобы узнать происхождение того или иного слова, мы должны обратиться к этимологическому словарю.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Для слов сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Задания на синонимы.

К глаголу говорить подобрать синонимы (молвить, шептать, кричать, спорить) К слову ложь подберите синонимы (обман, небыль, неправда, наговор.)

Как вы знаете, слова противоположного значения называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности речи, для сопоставления и противопоставления.

Вспомните пословицы о пользе учения, где употребляются антонимы.

(Ученье свет, а неученье – тьма. Кто хочет много. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень ученья горек, да плод его сладок).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Источники фразеологических выражений различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега - много хлеба, другие появились в связи с иностранными событиями (Пусто, словно мамонт прошел, третьи вышли из сказок, песен, легенд.

Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое – либо выражение.

Задание по фразеологии.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку ярких и удивительных словосочетаний.

1. Нить Ариадны

2. Сизифов труд

3. Авгиевы конюшни

4. Панический страх

5. Ахиллесова пята

6. Яблоко раздора

7. Титанический труд

8. Танталовы муки

9. Прокрустово ложе

10. Ящик Пандоры

Подведение итогов.

Кто автор толкового словаря? Какие бывают словари. Что можно узнать из толкового словаря? Что вы узнали для себя нового?

Заключительное слово.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники- словари.

Публикации по теме:

«Познавательный интерес вашего ребенка». Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами,.

Детский познавательный проект «Мой любимый апельсин!»Детский познавательный проект «Мой любимый апельсин!» Разработчик: Максим, 6 лет Содержание Введение Откуда взялся апельсин? Из чего состоит апельсин? Какие бывают сорта апельсинов? Сколько.

Физкультурно-познавательный досуг «Как здоровье сохранить?» Цель: Систематизировать знание детей о здоровье, способах его сохранения и укрепления. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Информационно-познавательный проект «Космос»Информационно-познавательный проект «Космос» .

Интеллектуально-познавательный досуг «Что? Где? Когда?»Интеллектуально-познавательный досуг «Что? Где? Когда?» В детском саду "Сказка" с. Прибельский в декабре 2014 года было проведено совместное занятие педагога-психолога Григорьевой Л. А. и учителя.

Познавательный проект для старшей группы «9 Мая» Время реализации: 3 месяца Актуальность: Проблема: недостаточное знание о событиях Великой Отечественной войны. Задачи проекта: - расширить.

Познавательный проект «Моя любимая мама»Познавательный проект «Моя любимая мама» Воспитатель:Палатина И. Ю. Участники проекта:дети старшей разновозрастной группы,воспитатели,музыкальный руководитель,родители. Длительность.

Познавательный проект «Зимняя пора» Актуальность: Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным.

Познавательный проект «Продуктовый магазин» Тип проекта: игровой По содержанию: познавательный По характеру участие ребёнка: ребёнок субъект проектирования По характеру контактов:.

Спортивно-познавательный досуг «В гостях у светофора» Цели: Закреплять умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни; Совершенствовать двигательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие по русскому языку «В мире словарей»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 15:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие по русскому языку «В мире словарей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пухович (УИ 370016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД