Наталия К
Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного про-цесса для детей дошкольного возраста является формирование универсальных предпосы-лок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятель-ность стала «второй профессией» любого человека.
Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвиже-ние в основном избранном деле. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, незави-симо от того, к какой предметной области они принадлежат (познавательной, речевой, художественно – эстетической или др.).
Публикация «Консультация для педагогов „Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим тем-пом.
У каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он справляется сам, за предела-ми этого круга - дела, которые доступны для него только при участии взрослого или не-доступны вообще.
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активиза-ции мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занима-тельным.
Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всмат-риваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объясне-ния.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении резуль-тата). Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осу-ществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид дея-тельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источ-ником мышления.
Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.
Обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие по-знавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.
Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,что основной метод развития – про-блемно - поисковый, а главная форма организации – игра.
В своей работе с детьми я использую современные педагогические технологии и методики организации образовательного процесса.
Одной из универсальных современных педагогических технологий является ис-пользование блоков Дьенеша.
Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской ме-тодики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.
Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и зна-ками (методе моделирования).
Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, куби-ки, которую поместил в небольшую коробку.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педаго-гов нашей страны.
Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.
Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выяв-лять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свой-ства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или от-сутствия каждого.
Формы организации работы с логическими блоками.
1. НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, си-стемность и доступность, смену деятельности.
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фи-гур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логиче-ских задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д. Например, используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).
Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоро-вод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печат-ные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориен-тиры домиков и т. д. В сюжетно – ролевых играх «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т. д.
Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры рас-пределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возраст-ной группе (усложняя или упрощая задания, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Речь детей
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.
По итогам диагностики уровень развития детей повысился благодаря использова-нию в работе с детьми блоков Дьенеша.
Взаимодействие с родителями
Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей были самые по-ложительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, независимо от возраста детей. Родителям мы предложили использовать плоскостной логический ма-териал. Изготовить его можно из цветного картона. Показали как легко, просто и инте-ресно с ними играть.
Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от про-стого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образова-тельную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуаль-но-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидакти-ческие игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной
ПРЕИМУЩЕСТВА
Помимо гибкости и универсальности при проведении игровой и учебной деятель-ности, главные преимущества в том, что продукт долговечен (не имеет срока годности, разработан из экологически чистого материала (даже если ребёнок случайно откусит и проглотит кусочек, то ничего страшного не произойдёт, углы всех блоков сглажены (во избежание травм). Лёгкие объёмные блоки удобно умещаются в ладошке ребёнка, что важно при работе на занятиях (фигурки из бумаги рвутся, мнутся и их не удобно держать в руках).
КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Итак, откроем коробку.
По большому делу основной недостаток этого методического пособия только один: скупая информация по методике работы с блоками, нет полного перечня игр (т. к. эти иг-ры можно создавать буквально "с ходу"). Заглянув в коробку, мы увидим инструкцию в виде памятки, в которой есть описание игр для работы с детьми. В принципе их вполне хватит для развития дошкольника, но.
Оказывается, в памятке мы найдём лишь малую долю игр, которые можно прово-дить при помощи блоков на занятиях в детском саду и дома. Вы представить себе не мо-жете то, насколько мощный и действительно универсальный игровой и методический ма-териал «подарил» нам всем Дьенеш!
1. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, раз-меру.
2. Покажите квадрат. Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак, как квадрат.
Покажите желтый круг. – Два признака.
Покажите синий большой треугольник – Три признака.
Покажите желтый маленький тонкий прямоугольник. – Четыре признака.
3. Познакомимся с кодовыми карточками.
(Демонстрационный)
Цвет – изображается пятном
Форма – контурами фигур
Толщина – условным обозначением человеческой фигуры
Величина – силуэтами домиков
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, желтые, синие;
3. Размером -большие и маленькие;
4. Толщиной -толстые и тонкие.
И что?
Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треуголь-ник, это маленький синий круг».
Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное коли-чество игр и занятий с блоками Дьенеша.
Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной мето-дике. Я хочу показать, как это интересно.
Моя цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то я уверена, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!
Я хочу поделиться опытом, как можно использовать эту замечательную игру в сов-местной деятельности с детьми и самостоятельной игре.
С чего же начать?
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложно-му.
Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошколь-ного возраста. Хочу предложить этапы работы. С чего начала я.
Предупреждаю, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, я на первом этапе дала детям возможность познакомиться с блоками : самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д. В процессе мани-пуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, тол-щину.
Отмечу, что на каждого ребенка дается комплект блоков (каждому своя коробка).
В комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур харак-теризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Де-ти подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.
В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализа-торы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы об-следования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.
3 этап «Игровой»
А когда знакомство и обследование произошло, предложила детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможно-сти детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жиль-цов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошю-ре, которая прилагается к коробке с блоками.
(показ брошюры из комплекта к блокам)
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприя-тие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фи-гуры?»
Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».
- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отли-чаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».
- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот ма-ленький, а этот большой».
– «Правильно, и по величине они разные».
Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепен-но дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, та-кими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся призна-кам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков раз-личной формы дети находили только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осу-ществляли поиск фигуры по одному заданному свойству, например, по форме.
Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находили четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
После этого предлагалось найти блок по трем заданным свойствам, например - си-ний большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).
И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
6 этап «Знакомство с символами»
На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.
Загадки без слов (кодирование). Объяснила детям, что угадать блоки нам помогут карточки.
Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).
Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).
Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фи-гуры.
И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.
Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схема-тично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замеще-нию свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором ди-дактического материала.
Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровы-вают информацию и находят закодированный блок.
Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. пере-числяли его признаки.
Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.
(Показ карточек на альбоме с кольцами)
7 этап «Соревновательный»
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольстви-ем загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного ди-дактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блока-ми включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декоди-рование информации, важное не только в математике, но и в информатике.
8 этап «Отрицание»
На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечер-киванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.
Показ - карточек
Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры форми-руют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.
Из кодовых карточек можно составит кодовую схему.
А теперь игра «Украсим елку»
Дидактический материал – «Елочка» и кодовые карточки.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В пользу внедрения блоков говорит и тот факт, что всё больше и больше детских садов начинают использовать это пособие на занятиях в своих учреждениях. Бук-вально в каждом городе появляются специалисты, которые уже получают на практике ре-зультаты работы.