Зульфия Хайруллина
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хайруллина Зульфия Хасановна
1 слайд.
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
2 слайд.
Цели мастер-класса :
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс „Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Материал: блоки Дьенеша, символы свойств, 3 обруча, методическая литература.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников».
В своей педагогической деятельности по развитию элементарных математических способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша.
3 слайд.
Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш
С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.
Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
Игры разовивают комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие.
Обобщать по нескольким свойствам, разовивают память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
Почему я взяла для работы именно эти блоки?
Я считаю, главную роль в развитии у детей умение самостоятельно и творчески мыслить, играть в развивающие игры. Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
4,5 слайд.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша. С помощью них можно решать следующие задачи:
• Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развитие мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развитие творческих способностей.
Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
6.7 слайд.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
А сейчас я попрошу вас поиграть в игру «Второй ряд».
Ход игры:Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд,но так,чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы. цвета и размера.
8.9 слайд.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).
И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
10 слайд.
Например, игра «Цепочка» : Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
11 слайд. Игра с кругом.
Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
12 .13слайд. «Что лишнее».
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
А сейчас я вам предлагаю, немного поиграть.
Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадала».
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств.
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.
1. красн,кругл,толст. больш.
2. жёлт,треуг. тонк малень
3. син. квадр толст больш
4. жёлт. треуг. тост. больш
5. жёлт. кругл. толст. больш
6. жёлт. треуг тонк больш
7. красн четырёх тонк. больш
8. син круг тонк больш.
Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?
14 слайд.
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
15 слайд.
«Кондитерская фабрика».
Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).
Материал: две коробки из под конфет, блоки, знаки-символы.
Краткий сценарий. На фабрике в коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.
16 слайд.
«Шерлок Холмс ищет преступника».
Цель: освоение способа декодирования.
Материал: блоки, знаки-символы.
Краткий сценарий. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.
1. Квадратный, большой, красный, толстый.
2. Треугольный, маленький, синий, толстый.
3. Треугольный большой, желтый, толстый.
4. Квадратный большой, желтый, тонкий.
17 слайд.
«Найди три ошибки».
Цель: закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма- цвет, используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.
Краткий сценарий. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?
18 слайд.
«Магазин».
Товар – ценники с изображением свойств фигур. Ребенок приходит в магазин. У него логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить один товар. Например, ребёнок смотрит на ценник. на нём изображены свойства фигуры т. е стоимость товара (треугольник красный, маленький,
толстый).
А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.
«Кот и мыши».
Материал: символы свойств (карточки).
Ход игры: Кот ловит мышей. У кота на шее галстук на котором изображены символы свойств и у мышей тоже изображены символы,после исполнения хоровода «Мышки водят хоровод …»,
Мышки водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся васька кот,
И разгонет хоровод.
кот ловит ту мышку у которой такие же символы как у него на галстуке.
«Составить целое из частей».
Материал:Круги 3 цветов (красный,жёлтый,синий) разрезанные на 8 частей.
Ход игры:Кто первый из трёх команд соберёт круг по порядку от 1 до 8.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным он и был,
Если в нём одна дыра,
Значит вкусным был вчера.
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 3 обруча (красного,жёлтого,синего) цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 48 фигур блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3) В сюжетно-ролевых иргах: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично : «Поезд»(билеты, места).
Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.
Для проведения различных игр, нами используется различная методическая литература:
1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);
3. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л. ,1990).
4. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014
5. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент» 2000
6. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»
Заключительная часть.
- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!