Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Логические упражнения для развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕ
ЧИ»[/b]
Выполнила:
учитель - логопед
Ахмедьянова Н. М.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Публикация «Консультация для педагогов „Логические упражнения для развития речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неуме-ние выделить в них главное;
- неспособность синтезировать информацию;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,
В. В. Давыдова, В. Гитерна, А. Валлона, Ж. Пиаже. Причем двое последних считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».
Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволим предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, так и в условиях патологии.
Для детей, овладевших основными речевыми навыка
ми. [/b]
Взрослый выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятие. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.
Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьезная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника.
Для детей с проблемами в речевом развит
ии. [/b]
Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, занятия помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность и точность высказываний.
Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи, поэтому для них рекомендуем использовать данные игры на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.
Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным ее сторонам.
Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение предлагаемых нами игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, в автобусе, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.
Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок «не привязан» к конкретному объекту.
При решении указанных задач малышу потребуется подсказка, совет взросло-го. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогают ребенку не только справиться с поставленной целью, но и сделает совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста.