Баянова Юлия Владимировна
Консультация для педагогов «Квест-игра как одна из форм организации прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра как одна из форм организации прогулки
Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям Санитарных правил, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Квест-игра как одна из форм организации прогулки“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГОС можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.
Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать деятельность на прогулке.
Итак, что такое квест – игра?
Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»).
Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- изобразительная;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы и фольклора.
Детские квесты помогают нам реализовать образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы реализовать эти задачи наиболее успешно, при результате квеста необходимо следовать следующим принципам и соблюдать основные условия.
Принципы организации квест-игр.
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Классификация квестов
По числу участников
- групповые
- индивидуальные
По продолжительности
- кратковременные (углубление или закрепление знаний, рассчитаны на 1-3 занятия)
- долговременные (рассчитаны на длительный срок)
По структуре сюжета различают:
- Линейный квест – содержание построено по цепочке, разгадаешь одно задание, получишь следующие и так пока не дойдешь до финиша.
- Штурмовой квест – каждый игрок решает свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать их воедино.
- Кольцевой квест – на задания отправляются по кольцевой траектории, выполняя их вновь и вновь возвращаются в пункт А или когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели, к пункту А.
По доминирующей деятельности:
- исследовательский квест
- информационный квест
- творческий квест
- поисковый квест
- игровой квест
По тематике:
-экологические квесты («По страницам Красной книги», «Путешествие к Тундровичку»)
-краеведческие квесты («Мой любимый город»)
-литературные квесты («Путешествие в страну сказок»)
-математические квесты
-квест – игры по речевому развитию («Новогодняя чехарда»)
- квест – игры по основам безопасности и жизнедеятельности («Путешествие по улицам города»)
-патриотические квест – игры («Россия – Родина моя», «Зарница»)
-квест – игры по знакомству с народным творчеством («Матрешка – путешественница»)
-спортивные квесты и др.
Проводить квест –игры можно как на улице во время прогулки, так и в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортивный или музыкальный зал. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму образовательной деятельности.
Продолжительность квест – игры как правило немного больше, чем обычного занятия, и составляет:
- 20–25 минут для младших дошкольников;
- 30–35 минут для воспитанников средней группы;
- 40–45 минут для старших дошкольников.
Этапы прохождения квеста.
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.
Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.
О чём нужно помнить при подготовке квеста:
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
- Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
- Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
- Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
- Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
- Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
- Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
- Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
- В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Самое главное - это разработать сценарий. Он должен быть понятным и продуманным до мелочей (определить цель и задачи, пространство, где будет проходить игра, как будут передвигаться участники игры и др.) В сценарии самое трудное разработать сюжетную линию, такую, чтобы заинтересовала детей и держала в напряжении всю игру, потому что современных детей сложно чем – то удивить. И конечно, на финише должен быть приз.
Достоинство квестов для детей дошкольного возраста.
1. Квест – игра является привлекательной для ребенка, позволяет активировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме.
6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.
Вывод.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.