Хабибулина Ирина Николаевна
Консультация «Воспитание сказкой. Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любя. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать.
Публикация «Консультация „Воспитание сказкой, Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
А можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
В силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на печи, да есть калачи, чтоб все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть самобранка» и т. д. Но не станем же мы утверждать, что лень - это хорошо, что «не обманешь - не проживешь».
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея : все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Они расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Вот несколько примеров заданий, формирующих у детей красивую речь:
- задать шуточный вопрос героям, к примеру, в сказке про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке);
- придумать несколько однокоренных слов (лес, лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец-удалец, а затем можно и нужно переходить с рифмованной цепочки и двустишиям;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок», - «Колобок катится», - «Колобок катится по дорожке», - «Колобок катится по зелёной дорожке» и т. д.
Сказка должна способствовать и общению. Для этого можно использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности можно взять в руки «микрофон» (заменитель - ручка от скалки). А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
Детям традиционно задаётся масса вопросов по тексу сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации : «Куда пошла Красная Шапочка?», «Чем закончилась сказка Морозко?»). Но куда полезнее вопросы поискового характера: почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли. К примеру:
- А если бы людоед превратился не в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
- Всегда ли плохо, когда «в грязь полез и рад, что грязна рубаха?» - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку.
Хочется сказать о связи сказки с математикой, экологией, о том, что сказки развивают руки.
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхнорти («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик- семицветик»). Полезно для детей с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки. Например: один большой треугольник и семь маленьких - эта сказка «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных круга - сказка «Да жадных медвежонка».
С помощью игр ( например: «Хорошо - плохо», «Вред - польза») в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всем её многообразии.
Всем известны слова: «Когда я слушаю - узнаю, когда я делаю - запоминаю». Дети предлагается что-то сделать по сказке : вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод сказки с помощью мимики и жестов. Кроме того, можно предложить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.
Назову некоторые творческие методы работы со сказками, они помогут более широко и нетрадиционно использовать полюбившиеся тексты сказок.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Спасительные ситуации в сказках.
- Сказки о чудищах.
- Сказка продолжается.
- Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Сказка, по-новому.
- Эксперименты в сказках.
- Семейная сказка.
- Сказки о любимых игрушках.
- Сказки о путешествиях.
- Сказки о временах года.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Сказки про самого себя.
- Сказкотерапия.
Отдельно хочется сказать о сказкотерапии.
Представьте себе ребёнка, угнетённого страхами, испытывающего состояние стресса. Вы наверняка видели таких детей. Они часто капризничают, с трудом воспринимают новых людей, новые события, не хотят играть сами, им всё не так. Дело в том, что длительное психическое напряжение, вызванное страхом, приводит к продолжительному дисбалансу в организме ребёнка, а это, в свою очередь, вызывает недомогание и в конце концов болезни.
Вот почему мы сочиняем с детьми сказки. В сказочной форме мы начинаем разговаривать с детьми на языке аналогий и метафор, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и вызвать негативные чувства в виде образа.
Наши сказки похожи на все сказки которые дети так любят, но свои сказки дети любят больше и запоминают их надолго, так как они вобрали в себя не чьи-нибудь, а их собственные переживания и радости.
Сказка, как водится, начинается с присказки. Это такие веселые ключики-, небывал очки. Дети старшего возраста сочиняют их сам:
«Как у наших у ворот котик песенки поёт.
На высокой крыше стихи читают мыши,
А на печке в валенке сидит сказка маленькая,
Кто её найдёт, тот и сказку поведёт».
Когда присказка готова, мы начинаем придумывать героев.
Дети средней группы очень любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек.
Дети старшей группы выбирают более сложные образы героев старинных сказок : принца, принцессу, фею, Ивана-дурачка,.
Дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.
В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют их в дом который хотели бы иметь сами, кормят их своими любимыми угощениями.
В сказках мы всегда стараемся наградить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит от родителей, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другими персонажами сказки - злыми героями. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.
Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно сказывается на здоровье детей. Сказка помогает наладить и нравственный климат в группе. Ребята становятся более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.