НАТА ДМИТРИЕВА
Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия. Воспитание сказкой.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, я говорю, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Публикация «Консультация „Сказкотерапия, Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, я понимаю под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека.
Очень люблю рассказывать детям сказки. Это сближает нас. В свободные минуты я стремлюсь доставить детям радость, придумываю всевозможные сказки- истории. На основе положительных эмоций легче учить детей. По возможности использую фольклорный материал :так впервые приобщаю к национальной культуре. Во время работы записываю всё, что необходимо для каждого ребёнка индивидуально. Много внимания я уделяю воспитанию культуры поведения. Забытые правила хорошего тона так приятны и необходимы каждому человеку. Следует извинятся, когда перебиваешь чужую речь, просить прощения за нечаянные поступки. Самое трудное-научить дошкольников уступать друг другу. Здесь мне помогают сценки из кукольного театра, рассказы – убеждения и конечно же сказкотерапия. Родители с удовольствием посещают наши занятия,это своего рода экзамен и мне и детям. Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Сказкотерапия даёт массу дополнительных возможностей. Используя сказки и сочинение волшебных историй, можно успешно решать психологические проблемы и эффективно достигать целей воспитания.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.»
(Алексей Николаевич Толстой)
Слайд 2 -Цель сказкотерапии : воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 3- Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии :
1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
5-снижение уровня тревожности и агрессивности;
6-развитие умения преодолевать страхи.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Мои арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Для каждого возраста существуют свои методы арт-терапии, для дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для малышей – примитивные, но от этого их значимость не меньше. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
Я познакомлю вас с основными видами арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.
Слайд 4-Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.
В работе с детьми необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приё мом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.
Слайд 5-В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок :
1) Художественные и народные сказки :
Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку
накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:
3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
Слайд 6-Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.
Для достижения цели я наметила следующие задачи:
- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;
-применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;
-изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;
- развивать коммуникативные навыки;
-развивать воображение, мышление;
-воспитывать чувство доброты;
-укрепление психического здоровья ребёнка
В своей работе с детьми я использую :Практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб. : "Речь", 2000. — 310 с.
- "Тренинг по сказкотерапии. " Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2006.
"Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н. В. :.
Слайд7-Классификация сказок :
1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т. е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.
Сдайд-8 В работе со сказкой я использую следующие формы организации:
• Игровые занятия;
• Комплексные занятия;
• Интегрированные занятия;
• Тематические недели.
Слайд-9 В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.
Методы и приемы работы со сказкой :
• Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.
• Элементы театрализации.
• Творческие задания.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Работу с использованием сказкотерапии сейчас я провожу со старшей группой.
Занятия по сказкам провожу один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
Слайд10-При работе со сказкой разработала алгоритм:
1. чтение сказки;
2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;
3. понтомимические этюды;
4. упражнения на активизацию лексики;
5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);
6. игры и игры-драматизации.
Слайд11-В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе.
Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:
«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.
«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).
«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).
Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?
Творческое рассказывание по картинкам
— «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.
Творческая работа по мотивам сказки : Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.
Переписывание и дописывание сказок.
Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Осиповой с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.
Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.
Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.
В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.
Слайд- 12 Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.
Слайд 13-В нашей группе организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрациик сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Слайд 14-Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы
Слайд-15 Результатом моей работы со сказкой является :
• Установление психологического комфорта в коллективе.
• Формирование у детей познавательного интереса.
• Развитие связной монологической, диалогической речи.
• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
• Развитие творческого воображения, мышления.
• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
• Овладение навыками взаимоотношения с миром.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Слайд 16 Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…»
(Сергей Королев)
Слайд-17 В этом году я совершила поездку в город Переславль- Залесский и посетила там из главных достопримечательностей города — историко-культурный центр «Русский парк». Именно ради этого нового парка мне и хотелось в отпуске заехать в Переславль-Залесский. Можно сказать, что «Русский парк» — это энциклопедия мировых достижений русской нации, наш ответ «Дисней Лэнду». Конечно же я посетила «Аллею сказок», населенную деревянными фигурами любимых сказочных персонажей весьма внушительных размеров (некоторые достигают высоты 3 метра, завлекает прежде всего детей и долго не отпускает от себя. Фотографии показывала своим воспитанникам.
Слайд- 18 Еще один забавный домик. В нем расположились сразу два музея. 1 «Музей пословиц и Петрушки»
В стеклянных домиках кукольные персонажи наглядно показывают смысл известных русских пословиц и поговорок.
1. «Музей пословиц и поговорок»
2. Во второй комнате маленький кукольный театр и знаменитые русские «Петрушки»
Слайд -19 В Переславле я побывала в высоком деревянном тереме с яркими резными наличниками и живописным крыльцом с названием «Дом Берендея». Дом Берендея» - это сказка, это игра в царство, которая является началом и истоком творчества. На пороге сказочного терема песнями да шутками, медовухой да хлебом-солью встречают гостей весёлые берендейки. Выходит на резное крыльцо легендарный Царь Берендей. Говорит гостям слово приветное и приглашает на веселый русский праздник, который никого равнодушным не оставит. Посетила мастер-классы и увезла много навыков и новых идей к своим воспитанникам в Тверь. Слайд 20-Теперь планирую провести сказочное мероприятие с детьми и их родителями под названием «Поляна сказок» Но это уже совсем другая история…. До встречи друзья!