Приложение МААМ

Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой»

НАТА ДМИТРИЕВА
Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия. Воспитание сказкой.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, я говорю, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Публикация «Консультация „Сказкотерапия, Воспитание сказкой“» размещена в разделах

И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, я понимаю под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека.

Очень люблю рассказывать детям сказки. Это сближает нас. В свободные минуты я стремлюсь доставить детям радость, придумываю всевозможные сказки- истории. На основе положительных эмоций легче учить детей. По возможности использую фольклорный материал :так впервые приобщаю к национальной культуре. Во время работы записываю всё, что необходимо для каждого ребёнка индивидуально. Много внимания я уделяю воспитанию культуры поведения. Забытые правила хорошего тона так приятны и необходимы каждому человеку. Следует извинятся, когда перебиваешь чужую речь, просить прощения за нечаянные поступки. Самое трудное-научить дошкольников уступать друг другу. Здесь мне помогают сценки из кукольного театра, рассказы – убеждения и конечно же сказкотерапия. Родители с удовольствием посещают наши занятия,это своего рода экзамен и мне и детям. Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Сказкотерапия даёт массу дополнительных возможностей. Используя сказки и сочинение волшебных историй, можно успешно решать психологические проблемы и эффективно достигать целей воспитания.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.»

(Алексей Николаевич Толстой)

Слайд 2 -Цель сказкотерапии : воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Слайд 3- Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии :

1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

5-снижение уровня тревожности и агрессивности;

6-развитие умения преодолевать страхи.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Мои арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Для каждого возраста существуют свои методы арт-терапии, для дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для малышей – примитивные, но от этого их значимость не меньше. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Я познакомлю вас с основными видами арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.

Слайд 4-Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.

В работе с детьми необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приё мом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.

Слайд 5-В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок :

1) Художественные и народные сказки :

Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:

3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Слайд 6-Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

-применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

-изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

- развивать коммуникативные навыки;

-развивать воображение, мышление;

-воспитывать чувство доброты;

-укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую :Практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб. : "Речь", 2000. — 310 с.

- "Тренинг по сказкотерапии. " Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2006.

"Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н. В. :.

Слайд7-Классификация сказок :

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т. е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

Сдайд-8 В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

• Игровые занятия;

• Комплексные занятия;

• Интегрированные занятия;

• Тематические недели.

Слайд-9 В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.

Методы и приемы работы со сказкой :

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

• Элементы театрализации.

• Творческие задания.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Работу с использованием сказкотерапии сейчас я провожу со старшей группой.

Занятия по сказкам провожу один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Слайд10-При работе со сказкой разработала алгоритм:

1. чтение сказки;

2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

3. понтомимические этюды;

4. упражнения на активизацию лексики;

5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6. игры и игры-драматизации.

Слайд11-В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе.

Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:

«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.

«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).

«Изменение сказочной развязки»сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).

Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?

Творческое рассказывание по картинкам

— «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Творческая работа по мотивам сказки : Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Осиповой с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.

Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.

Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.

В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.

Слайд- 12 Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

Слайд 13-В нашей группе организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрациик сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Слайд 14-Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы

Слайд-15 Результатом моей работы со сказкой является :

• Установление психологического комфорта в коллективе.

• Формирование у детей познавательного интереса.

• Развитие связной монологической, диалогической речи.

• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Развитие творческого воображения, мышления.

• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Слайд 16 Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…»

(Сергей Королев)

Слайд-17 В этом году я совершила поездку в город Переславль- Залесский и посетила там из главных достопримечательностей города — историко-культурный центр «Русский парк». Именно ради этого нового парка мне и хотелось в отпуске заехать в Переславль-Залесский. Можно сказать, что «Русский парк» — это энциклопедия мировых достижений русской нации, наш ответ «Дисней Лэнду». Конечно же я посетила «Аллею сказок», населенную деревянными фигурами любимых сказочных персонажей весьма внушительных размеров (некоторые достигают высоты 3 метра, завлекает прежде всего детей и долго не отпускает от себя. Фотографии показывала своим воспитанникам.

Слайд- 18 Еще один забавный домик. В нем расположились сразу два музея. 1 «Музей пословиц и Петрушки»

В стеклянных домиках кукольные персонажи наглядно показывают смысл известных русских пословиц и поговорок.

1. «Музей пословиц и поговорок»

2. Во второй комнате маленький кукольный театр и знаменитые русские «Петрушки»

Слайд -19 В Переславле я побывала в высоком деревянном тереме с яркими резными наличниками и живописным крыльцом с названием «Дом Берендея». Дом Берендея» - это сказка, это игра в царство, которая является началом и истоком творчества. На пороге сказочного терема песнями да шутками, медовухой да хлебом-солью встречают гостей весёлые берендейки. Выходит на резное крыльцо легендарный Царь Берендей. Говорит гостям слово приветное и приглашает на веселый русский праздник, который никого равнодушным не оставит. Посетила мастер-классы и увезла много навыков и новых идей к своим воспитанникам в Тверь. Слайд 20-Теперь планирую провести сказочное мероприятие с детьми и их родителями под названием «Поляна сказок» Но это уже совсем другая история…. До встречи друзья!

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание сказкой Тема: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников сказкой.» Воспитатель МДБОУ №34: Потоля Н. И. Детство – время развития всех сил человека,.

Читаем детям: воспитание сказкой в семье Читаем детям: воспитание сказкой в семье «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе»Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Консультация «Физическое воспитание» Консультация для родителей «Физическое воспитание» В общей системе дошкольного воспитания физическое воспитание занимает особое место. Именно.

Формирование самостоятельной творческой деятельности детей посредством применения технологии «Воспитание сказкой» МАСТЕР- КЛАСС Тема «Формирование самостоятельной творческой деятельности детей посредством применения педагогической технологии «Воспитание.

Проект по нравственно-эстетическому развитию «Воспитание сказкой» в подготовительной группе .

Самообразование «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой» Тема: «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой». Пояснительная записка. «…Вечером.

Сказкотерапия. Принципы и методы работы со сказкой Из опыта работы. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка,.

Конспект занятия «Воспитание сказкой»Конспект занятия «Воспитание сказкой» Из опыта работы Конспект занятий с детьми 5-6 летнего возраста. Тема: Знакомство со сказкой Оскара Уайльда "Мальчик - звезда". Программное.

Воспитание сказкой — радость встречи с книгой! Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой»
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 02:08
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем НАТА ДМИТРИЕВА (УИ 487570) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД