галина зубкова
Консультация для педагогов «Краеведение — основа воспитания патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов : «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
Современная российская система дошкольного образования ставит патриотическое воспитание в детском саду в качестве одной из приоритетных задач.
Публикация «Консультация для педагогов „Краеведение — основа воспитания патриотизма“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на выявление и формирование в ребенке общечеловеческих качеств личности, приобщение их к истокам региональной культуры народности, характеру родного края, воспитание эффективных аффективных отношений, чувства сопричастности, привязанности к другим.
Одним из способов организации правильного патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является краеведение.
А что же такое - краеведение? По определению С. И. Ожегова, это изучение отдельных районов страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.
Сегодня краеведение становится очень важным звеном в развитии дошкольника. Его важность невозможно переоценить: воспитывая детей в событиях, тесно связанных с историей и природой края, мы тем самым развиваем с ним глубокую связь, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родины - верный путь к повышению качества образования и обучения.
Цель краеведения в дошкольном учреждении - воспитать нравственного гражданина, патриота малой Родины, любящего и знающего свою страну, город, село (ее традиции, памятники истории и культуры).
Задачи краеведческой работы в ДОУ :
- формирование любви к родному городу и интереса к его прошлому и настоящему;
- формировать эмоционально-оценочное отношение к семье, дому, улице, району, городу, области, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих соотечественников, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности;
- воспитание уважения к городу (природе);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:культурно-историческое;военно-патриотическое;духовно-нравственное.
1. Культурно-историческое.
Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:
-конкурс краеведческих исследовательских работ;
-акции «По родному краю»;
-и т. д.
2. Военно-патриотическое.
Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.
Направление реализуется через следующие мероприятия:
-экскурсии в краеведческие музеи на темы : «Быт Кубанского народа», «Мой край», «Мои знаменитые земляки», «Мой край в военные годы»;
-фотовыставки: «Мы помним ваш подвиг»;
-встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
3. Духовно-нравственное.
Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности. Это направление реализуется через следующие мероприятия:
-концертные программы «Моя малая Родина», «Люблю тебя моя Кубань»;
-выставки рисунков «Мой край», «Моя семья», «Моя школа», «Моя Родина - Кубань»;
-праздники;
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Изучение родного края, его истории необходимо всем детям, независимо от их возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, то есть то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, которые их окружают, которые они видят каждый день. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть для себя это чудо, знакомя его с природой и бытом, с историей и культурой родного края. Знакомясь с малой родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети это узнают, тем лучше они поймут смысл происходящего сегодня и тем яснее представят себе будущее. Человек, любящий Родину, не способен на измену, преступление. А это так важно в наше время.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
И здесь действительно важно - не опоздать, ведь пока живы наши бабушки и деды, они могут живыми рассказами поведать дошкольникам о том, как жили они раньше. Какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт кубанского характера, кубанской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.