Таисия Ерёмченко
Консультация для педагогов «Как поднять статус ребенка в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Наблюдая за общением, игрой детей в группах, мы можем условно разделить детей на несколько групп :
дети, которые обладают эмоциональной притягательностью, стремятся к дружеским взаимоотношениям со всеми сверстниками, и большая часть группы к ним относятся с симпатией;
«середнячки», имеющие средний положительный статус;
дети, которые не пользуются авторитетом у сверстников, с ними в большинстве случаев не хотят иметь ничего общего.
Публикация «Консультация для педагогов „Как поднять статус ребенка в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Уже начиная с младшего дошкольного возраста у детей формируются избирательные отношения к сверстникам: одни становятся более привлекательными для большинства детей, другие - менее.
Низкий статус в группе в большинстве случаев осознается ребенком, а если он еще и недостаточно успешен в продуктивных видах деятельности, то это вызывает у него стойкий комплекс неполноценности, потерю уверенности в своих силах. И как следствие – проблемы во взаимоотношениях.
Поэтому дети, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.
Какова возрастная динамика межличностного взаимодействия в группах дошкольников :
у младших дошкольников часто наблюдается деятельность по типу «рядом, но не вместе», иногда появляется совместные действия, но взаимное согласование при этом минимально, поэтому взаимоотношения младших дошкольников ещё неустойчивы и могут часто меняться. Отношения друг к другу зависят от конкретной ситуации (поделился игрушкой – хороший, не поделился – «жадина»).
у детей среднего дошкольного возраста появляются элементы сотрудничества, которые предполагают установление эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками. Важным мотивом общения становится потребность в признании и уважении сверстниками. Заметнее выступают симпатии и антипатии по отношению к сверстникам; дети пристально и ревниво наблюдают за их действиями сверстников и оценивают их: успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
в старшем дошкольном возрасте у детей повышается согласованность действий, появляется совместное планирование. Это, прежде всего, связано с ведущей деятельностью – сюжетно-ролевой игрой. Появляются умения взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Отношения становятся более избирательными и приобретают устойчивый характер.
Старшие дошкольники могут уже достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. Можно спросить малыша с кем он бы хотел дружить, а с кем не стал бы, кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он сел за один столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3-х сверстников, с которыми предпочли бы играть, сидеть за одним столом. Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых малышей будут повторять разные дети.
Эти ребята, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.
2. Как вы думаете, чем, с точки зрения детей, определяется популярность ребенка среди сверстников. Т. е. какие психологические качества обеспечивают ребенку признание и симпатию товарищей?
Я не случайно спросила – «с точки зрения детей». Потому что мы чаще всего ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность и воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества не являются критерием привлекательности своих ровесников. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных характеристик.
Причины популярности и непопулярности ребёнка
Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников, почему одни дети становятся привлекательными для большинства ребят группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?
В поисках ответа на этот важный вопрос было проведено исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей.
первый критерий для сравнения – ИНТЕЛЛЕКТ.
Как вы думаете, интеллектуальные способности, мышление ребенка делают ли его популярным?
Результаты исследования оказались весьма неожиданными. Выяснилось, что эти две группы дошкольников практически не различаются по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже умение решать социальные конфликты, не делают ребёнка популярным в группе сверстников.
Действительно, проводя на протяжении нескольких лет исследования взаимоотношений детей, я хочу отметить, что единицы детей объясняют свои предпочтения при выборе того или иного ребенка такими словами : «Он много знает», «Он очень умный». Иногда в группах мы наблюдаем такую картину: дети обладающие развитыми интеллектуальными способностями зачастую играют в одиночестве, либо предпочитают другие виды деятельности, где компания не обязательна – чтение, рисование, настольные игры. Также психологи выявили интересную закономерность: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов.
второй критерий для сравнения –
СТЕПЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
Как вы считаете, всегда ли общительность является источником популярности? Непопулярные дети могут быть общительными?
В ходе исследования, установлено, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих ровесников.
Однако, следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы :
• замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и
• чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой.
Это крайние линии поведения в равной мере отталкивают сверстников и делают такого малыша отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда признаются и одобряются сверстниками.
Итак, все популярные дети занимают среднюю позицию по этим показателям. Однако, средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась и у многих других детей) сама по себе не обеспечивает популярность ребёнка в группе.
Что же, всё-таки, определяет популярность среди сверстников?
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СВЕРСТНИКАМ.
Во-первых, предпочитаемые дети, в отличие от непризнанных, практически никогда не были безразличны к деятельности сверстников, а наоборот проявляли интерес к их занятиям. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников ("у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") и навязывали свой замысел ("смотри, как надо делать правильно, рисуй как я").
Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников не обижали их, напротив радовали, а промахи огорчали. Непопулярные дети оставались безразличными к оценке сверстника, или реагировали неадекватно - расстраивались из-за чужих успехов и радовались неудачам. Они не могли согласиться с высокой оценкой других малышей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя (" у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше"). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила отвергаемого ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали у него активное согласие и нескрываемую радость.
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные малыши так не поступали никогда.
В-четвертых, популярные дети, даже когда их обижали, предпочитали решать проблемы мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, решали конфликты агрессивными действиями и угрозами.
Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации - один ребёнок сломал игрушку другого - и спрашивают, что бы ты сделал на месте обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: "Починил бы", "Взял бы другую игрушку", "Попросил, чтобы мне купили такую же". Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: "Побью", "Позову милиционера", "Стукну молотком по голове" и пр.
Таким образом, в результате сравнения можно сделать следующие выводы:
что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект или творческие способности, не общительность и даже не организаторский талант, а прежде всего те качества, которые обычно называют НРАВСТВЕННЫМИ: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.
В основе этих качеств лежит личностное отношение к сверстнику:
• когда другой ребёнок является не средством самоутверждения или конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается собственное Я популярного малыша.
• это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне с ними связано.
Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение.
Такое отношение к другим людям складывается у некоторых малышей уже к концу дошкольного периода и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым ровесниками.
Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Однако, у них, в отличие от непопулярных ребят, это не является самоцелью. Защита, утверждение и признание своего Я не становится для них единственной жизненной задачей.
Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить создает условия для признания и утверждения ребёнка в группе сверстников.
3. Особенности отношения к ровесникам отверженных малышей
У детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчуждённое отношение к другим детям. Их главная задача в общении - доказать собственное превосходство или оградить свое Я от других. Такая защита может принимать самые разные формы: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя. Подобное поведение вызывает разнообразные трудности в общении:
Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками.
Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения с ровесниками.
Но во всех случаях они сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих способностях или недостатках. Доминирование отчуждённого отношения вызывает естественную тревогу, поскольку не только затрудняет общение дошкольника с ровесниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим.
Поэтому необходимо поддержать малыша в преодолении этих опасных тенденций, помочь ему увидеть в сверстниках не противников и конкурентов или объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.
4. Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы приемы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.
Исследователями установлено, что в группе детского сада, где работают воспитатели с высоким нервно-психическим напряжением, связанным с раздражительностью и беспокойством, неустойчивостью настроения, неуверенностью в себе, часто с неврозом страха, избегающие нового, не инициативные, осуществляющие повышенный контроль над поведением детей, проявляющие максимализм в подходах к воспитанию, существуют менее благоприятные условия для формирования гуманных, доброжелательных взаимоотношений дошкольников.
В то время как в группах воспитателей, способных к сопереживанию, общительных, спокойных, с конструктивной тревожностью, открытых инновациям, считающихся с мнением детей, доброжелательных к окружающим, уровень взаимоотношений детей будет более высоким и благоприятным.
В общении с детьми следует учитывать следующие моменты:
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам происходит, когда взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личным качествам друг друга: обращает внимание на достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д.
Эффективны совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Для старших дошкольников – коммуникативные игры-тренинги. Для повышения уровня доброжелательности к оркужающим следует исключить из игр-тренингов предметы и игрушки, так как при их появлении ребенок видит в собеседнике конкурента.
С самого начала пресекать любые насмешки над неудачами детей. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес сверстников
(например, взрослый рассаживает детей по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи : «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?»).
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Специалистами установлено, что популярность ребенка зависит главным образом от его успешности в той или иной деятельности.
В ситуации успешной деятельности дети активны, свободно реализуют свои притязания, а неуспех приводит к пассивности, потере желания общаться со сверстниками и взрослыми.
(например, с Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в группе случилась неприятность — он описался во время тихого часа. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Воспитатель на занятии стал обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, просила рассказать его, что он знает по той или иной теме. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно может рассказывать. Эти его качества вышли на первый план, а о происшествии постепенно забыли).
Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой строит интересные постройки, третий очень много знает о животных и т. д.).
Можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи»).
Следует избегать сравнивания ребят на занятиях. Не нужно забывать, что симпатии и антипатии детей складываются в том числе и на основе оценок взрослых. А уж разбор ошибок необходимо делать или не называя тех, кто их (не важно в чью пользу идет сравнение). Более верный путь - научить ребенка сравнивать себя "сегодняшнего" с собой "вчерашним" и видеть себя " завтрашнего". Вы можете сказать ребенку : "Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой". Или: "Сегодня ты опять обидел Свету. Но завтра, если будешь более внимательным, то будешь играть с ней дружно". Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
Если в группе есть отвергаемые дети, то лучше воздерживаться от участия в соревнованиях, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных. Избегать заданий которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Спрашивать застенчивых детей, желательно, не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять ребенка с ответом.
Развивать у детей игровые навыки и умения:
Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.
Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. Ребёнок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти её, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.
В младшей, средней группах объединению детей часто мешает неумение понять замысел товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.
В более старшем возрасте, беседуя с ребёнком о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.
Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.
С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребёнок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков.
Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.
В старших группах воспитатель прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач.
Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.
(например, можно в отсутсвии ребенка, намечающегося изгоя, собрать детей и обсудить с ними, почему они все ополчились против него. Обратить их внимание на его положительные качества, спросить, чем каждый может помочь этому ребенку)
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Работа с родителями:
Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим требованиям: аккуратная одежда, необходимые атрибуты для разных видов деятельности и т. д.
По возможности они должны обеспечить ребенку общение со сверстниками вне стен детского сада: приглашать их в гости, устраивать праздники, поощрять общение ребенка с ними, устраивать совместные прогулки. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в садовых мероприятиях.
Однако важно предупредить родителей, что не следует лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поговорить с воспитателями, не спешить бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы : объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений а тем более поощрение и наказания здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми.