Раиса Кузнецова
Консультация для педагогов «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний : «Окружающий мир», «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».
Публикация «Консультация для педагогов „Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Одной из составляющих единого здоровьесберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом. Необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
С 19 века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Так, в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярных занятиях вокалом происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды. Кроме того, вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Н. М. Гринева в своих трудах пришла к выводу: мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе мозгового кровообращения.
Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, они развивают в человеке чувство сострадания.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время, как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы… действуют как система центрального отопления».
Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Основой музыкально-валеологической работы в ДОУ, является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, духовно-нравственный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический. Музыкально-валеологическая работа направлена на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребности быть здоровым, знания и убеждения, умения оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:
-утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, связанное необходимостью расставания с мамой;
- дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, ЖУРЧАНИЕ РУЧЕЙКА) Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение.
-пробуждение после дневного сна : тихая, нежная, легкая радостная музыка помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.
Детство-это «уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь» (Т. Н. Доронова).
Организация тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы.
Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.
Валеологические песенки- распевки, которые сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом перед зеркалом
Игровой массаж также используется на муз. – валеологических занятиях в детском саду. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Речевые игры-одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в ДОУ обеспечивается следующими условиями:
-готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников;
- личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка;
- наличием материальной базы для успешной муз. - валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений: музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с музыкально-театральными зонами, сенсорная комната, спортивная площадка и т. д. ;
- активным участием родителей в процессе;
- заинтересованностью начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.
Ребенок как музыкальный инструмент : он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.
Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле- здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.
Список литературы:
«Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников» О. Н. Арсеневская