Елена Мягкова
Консультация для педагогов «Использование метода сказкотерапии в инклюзивном обучении»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образовательной системы выдвигается концепция интегрированного обучения и воспитания, которая позволяет осуществлять реализацию прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к получению образования и созданию условий для достижения успеха в том или ином виде деятельности всеми детьми, независимо от актуального состояния развития. При осуществлении инклюзивного обучения возникает потребность в использовании игровых методов и создании образовательных программ сочетающих коррекционную и развивающую направленность; способствующих формированию у детей с ОВЗ эмоционально положительного отношения к новым для них видам деятельности; формированию устойчивого интереса и развитию их социального опыта.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование метода сказкотерапии в инклюзивном обучении“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия - один из лучших методов мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием. В дошкольном возрасте сказка приобретает особую актуальность, так как связана напрямую с игрой, основной деятельностью в этом возрасте.
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
В рамках сказкотерапии в основном используется следующая классификация.
1. Художественные сказки (народные и авторские истории) имеют дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
2. Дидактические сказки, созданны педагогами для подачи учебного материала и раскрывают смысл и важность определенных знаний.
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. (Под коррекцией следует понимать замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего).
4. Психотерапевтические сказки - сказки, направленные на оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний.
5. Медитативные сказки создаются в основном для снятия психоэмоционального напряжения, создания положительных моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей с ОВЗ, вызвать устойчивое положительное отношение к занятиям.
Так, песочная терапия при помощи сказок - это один из интереснейших видов психологического подхода, она помогает визуализировать проблему и с помощью тактильного контакта избавиться от нее. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение с помощью песка. Взаимодействие с песком дает расслабляющий эффект и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
Сказкотерапию следует рассматривать, как часть воспитательного процесса при организации инклюзивного обучения. Именно в таком виде детям с ОВЗ легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети активно развивают свое воображение, внимание, память и речь, различают плохие и хорошие черты героев. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, находить выражение эмоциям, чувствам и состояниям. Активизируют выразительные средства общения: мимику и речь. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, чувства вины, агрессии, страха, дети становятся мягче, увереннее в себе. У них формируется положительный образ себя и самопринятие себя такими, какие они есть.
Таким образом, организация инклюзивного обучения с использованием сказкотерапевтических методов способствует сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ.