Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша»

Тихонова Надежда
Консультация для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" идея, которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация,обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

Темочки:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Начинается работа с блоками с первой младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Познакомимся с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Начнем с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).

А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)

Красный треугольник;

А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)

Синий квадрат

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

Предлагаем попробовать себя в конструировании по образцу путем накладывания блоков на изображение.

Игра «Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Развивающая среда: Ленты красного, желтого, синего и белого цвета (можно из бумаги) геометрические фигуры: круг (З круга — красного, желтого, синего цвета);

Квадрат — (З квадрата— красного, синего, желтого цвета); треугольник (З треугольника - красный, синий, желтый, «чудесный мешочек».

Ход игры: В лесу дети идут по дорожке белого цвета, которая расходится на три цветных дорожки: желтого, синего и красного цвета. Каждая дорожка приводит к домику — обручу, где живут геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник, но чтобы попасть в домик, нужен ключ. В чудесном мешочке дети находят волшебные фигурки — ключик. По сигналу воспитателя дети бегут по своей дорожке к домику и занимают место своей фигурки. Играть можно и с детьми младшего возраста и с детьми старшего возраста, предварительно усложнив правила.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов в сюжетно — ролевых играх.

Игра «Художники»

Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции).

Развивающая среда: «Эскизы картин», листы цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.

Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только о обведена— выбирается тонкий блок, если закрашена — толстый.

В конце работы дети придумывают название своим картинам.

Это игра для среднего возраста, но хочу вам заметить, что чем раньше ребенок знакомиться с блоками, как часто и последовательно он с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Умение декодировать информацию поможет не только при работе в тетради по Программе «Детский сад 2100», но и в составлении аппликаций, рисунков, играх.

Вашему вниманию предлагается игра с алгоритмами

Игра «Архитекторы»

Материал: алгоритм 1 ,2, блоки Дьенеша

Ход игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки — выбрать необходимый строительный материал, построить объект детской площадки.

Выбор строительного материала происходит в строгом соответствии с правилом (алгоритмом 1 или 2)Игра «Мозаика цифр».

Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Ход игры: дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (как по развитию математических способностей, так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове, а в дальнейшем, обучение в грамоте, пока ребенок не научится писать буквы и слова, в изобразительной деятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы.

Еще раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Использовать логические блоки Дьенеша можно и в работе с детьми раннего возраста, учитывая интеллект и индивидуальное развитие ребенка.

Развивая интеллектуальные способности у дошкольников, мы развиваем у детей критичность ума, любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал, но и достаточно хорошо подготовить детей к школе, изучению математики, геометрии и информатики в школе, что способствует хорошему уровню преемственности школы и детского сада.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений как, группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать. Это особенно важно, вот народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша»
Опубликовано: 5 января 2025 в 14:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Тихонова Надежда (УИ 2227923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД