Татьяна Пономарева
Консультация для педагогов «Использование Леготехнологий при обучении грамоте старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «Лего – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
Главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – обучение детей в игре, т. к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Данная технология относится к категории игровых, лего-технологии позволяют учиться, играя и обучаться в игре.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование Леготехнологий при обучении грамоте старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Наборы Лего зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности.
В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Основными идеями Лего-технологий являются :
• постепенный переход «от простого к сложному»;
• учет индивидуальных особенностей ребенка;
• стимулирование творческих способностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.
Использование Лего-технологий в развитии речи старших дошкольников можно разделить на два направления:
• развитие связной речи,
• обучение грамоте.
Обучение детей грамоте необходимо потому что:
• требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.
• появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;
• не все дети справляются с высоким темпом подачи материала предложенным школьной программой.
Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.
Lego-технология позволяет строить занятия по обучению грамоте с учётом ведущей деятельности, которая в дошкольном детстве называется игра.
В процессе работы дети используют разные детали Lego конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
При знакомстве детей со слоговой структурой слова, свойствами звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие, строением предложений и т. п. мы используем в своей работе различные схемы и модели, чтобы сделать этот материал более доступным и наглядным. Часто создание таких моделей, особенно для фронтальных занятий требует немало усилий. Использование лего в данном случае может значительно облегчить наш труд и способствовать привлечению внимания детей к данной деятельности.
Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», можно использовать лего, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твёрдые, зеленые - согласные мягкие. С помощью деталей лего 2*5 можно составлять схемы предложений, детали 2*3 помогут в делении слов на слоги.
Звуковому анализу вы учитесь, выкладывая из кирпичиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета. Формируя данное умение, мы иногда «превращаемся» в сыщиков и по заданным моделям находим карточки или предметы. Это очень забавляет детей и делает процесс обучения более продуктивным. При работе над предложением используем кирпичики желтого и черного цвета разных размеров. Это способствует усвоению в речи предлогов, закрепляется правило написания предложения.
Lego-технология также помогает при обучении детей слоговому анализу слова. В данном направлении используем метод слоговой лесенки. При разборе слова по слогам, ребёнок, произнося его, шагает пальчиками по ступенькам. Каждая ступенька – это слог. На какой по счету останавливается палец, столько и слогов в заданном слове.
В работе с детьми (как фронтальной, так и индивидуальной) можно использовать дидактические игры на материалах лего : «Какие звуки ты слышишь?», «Придумай предложение», «Построй предмет, который начинается со звука «Д», «Моделируем буквы», «Отгадываем буквы» и т. п.
Таким образом, в работе с лего можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с лего отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Благодаря лего создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.