Анна Савчук
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Если рассматривать игру в работе с ребенком с нарушениями зрения, то она, безусловно имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети с нарушениями зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в других видах деятельности, самостоятельность.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование дидактических игр в работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.
С целью доступности восприятию детей с нарушениями зрения наглядного материала, использовались черно-белые изображения предметов с четким контуром фигур на контрастном фоне. В цветных образцах. Предъявляемых детям, соблюдается яркость и насыщенность изображений с точной передачей основных признаков предметов. Игровой материал должен соответствовать требованиям зрительных нагрузок. Детям со сходящимся косоглазием предлагаются подставки. Дети с расходящимся косоглазием работают на поверхности стола.
«Что слышат наши ушки?»
Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.
«Маленькие ножки»
Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела.
Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится.
Маленькие ножки бег на месте
Бежали по дорожке
Бежали лесочком прыжки на двух ногах
Прыгали по кочкам
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок поставить ногу на пятку
Потеряли сапожок
Развитие зрительного восприятия
«Собери целое»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.
Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»
«Найди пару»
Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»
Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.
«Зоркий глаз»
Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза.
Ход: предложить рассмотреть наложенные друг на друга контуры предметов (геометрических фигур, животных); обвести пальцем или через кальку копировать фломастером, узнавая кто (что) спрятался в картинке
«Отгадай загадку»
Цель: развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции при обследовании силуэтного изображения.
Ход: предложить детям рассмотреть силуэтные изображения животных (овощей, фруктов, деревьев, узнать и назвать их. Обвести внешний контур силуэтов, дорисовать их по желанию.
«Что забыл художник?»
Цель: развивать зрительное восприятие, развивать зрительную функцию: прослеживание при штриховке вправо-влево контурного изображения.
Ход: загадать загадку: «стоит Антошка на одной ножке, что это?» вот и художник нарисовал грибы, но очень спешил, поэтому оставил половину изображения не нарисованной. Предложить закончить изображение, пользуясь трафаретами по теме «Грибы».
«Кто (что) спрятался в картинке?»
Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.
Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.
Развитие мелкой моторики.
«Самолет»
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.
Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.
Шнуровка «Ежик»
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа, его повадках, способах подготовки к зиме.
Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.
Ориентировка в пространстве.
«Самолет»
Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда.
Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту.
Текст. Действия детей:
Пролетает самолет (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)
С ним собрался я в полет
Правое крыло отвел, посмотрел
Левое крыло отвел, поглядел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я моторы завожу
И внимательно гляжу
Как пропеллеры: жу-жу (вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук)
Поднимаюсь в высь, лечу. (Встают на носочки, руки в стороны, начинают движение)
Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у (летают, как самолеты
поворот, разворот)
Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у (Движение с наклоном туловища при повороте)
Я лечу над городами
Пролетаю над полями (продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх)
Над лесами я кружусь
Знаю скоро приземлюсь (кружение)
Вижу свой аэродром (руками изображают бинокль, выбирают место посадки)
Отдохну-ка я на нем. (приседание)
Успехов в работе!