МААМ-картинки

Консультация для педагогов  «Использование детского фольклора в развитии речи детей младшей группы»

Наталья Геннадьевна Корунова
Консультация для педагогов  «Использование детского фольклора в развитии речи детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование детского фольклора в развитии речи детей младшей группы.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Публикация «Консультация для педагогов  „Использование детского фольклора в развитии речи детей младшей группы“» размещена в разделах

Ребёнка,воспитанного на родных ему сказках, играх, песнях, интересует и фольклор других народов. Он с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.

Общеизвестно,что для полноценного развития ребёнка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением с взрослыми. Устная детская поэзия обладает своими неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют её как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом: припевкой, приговоркой, становятся для ребёнка более интересными и здесь русское народное творчество незаменимо. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша, «поговорить» с ним. Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересом ребёнка, умели считаться с его возрастом. Невозможно недооценивать роль родного языка, ведь он помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения друг с другом. Необходимо больше внимания уделять в большей степени развитию речи детей младшего возраста. Ведь истина в том, что именно этот возраст более благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой и правильной речи, для пробуждения интереса ко всему, что окружает малыша.

Для достижения положительных результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством - используют совместные игры с детьми, рассматривание вместе с детьми книг, ежедневное чтение сказок и потешек разной тематики, например: для новичков – «Мой сыночек маленький, чуть побольше валенка.

В лопаточки обуется, как пузырь надуется»; для тех, кто плачет - «Это что за рёв?Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка - это Вова - рёвушка.

Не плачь, Вовочка, не плачь, я куплю тебе калач»;

потешки о бабушках и дедушках:

1.«Уж ты дедушка Степан, у тебя серый кафтан.

Тебя деточки любили, за тобой гурьбой ходили.

Шапка на тебе с пером, рукавички с серебром.

Уж ты ходишь, семенишь, рукавичками

ребятишкам говоришь: собирайтесь все сюда, покушайте киселя»

2.«Ай, таточки, таточки! Встал мальчик на пяточки,

стал на пяточках ходить, одну бабушку любить».

игровые- 1. «Водят мыши хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише,мыши, не шумите, кота Ваську не будите,

вот проснётся Васька - кот, разобьёт весь хоровод»;

2.«Сорока - Ворона кашку варила, на порог скакала, деток скликала:

«детки за стол, кашка на стол», этому дала - он дрова рубил,

этому дала - он воду носил, этому дала - он печку топил,

этому дала - он кашу варил, этому дала - он зерно толок,

этому дала - он муку молол, а этому нет ничего - он ничего не делал.

-Ты, седьмой, у ворот постой, вот тебе горшок пустой»;

3.«Стань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,

топни каблучками, потанцуй-ка с нами!»

Сначала дети бывают удивлены, но потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия.

Очень эффективен приём использования художественного слова во время проведения режимных моментов, в которых я использовала следующие потешки :

на сон грядущий – 1. «Баю, баю, баиньки, прилетели чайки,

стали крыльями махать, наших деток качать»,

2.«Баю, баю, баюшок, в огороде петушок,

песни громко поёт, Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка усни, крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать, не гулять, только глазки закрывать»;

3.«Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят, все касаточки спят,

нашему Андрюшеньке спать велят»;

4.«Дедушка-Вредушка, к нам не заходи!

Дедушка-Вредушка,дом наш обойди.

Нет у нас капризных деток - нет, нет, нет!

Видишь,спать ложимся? Видишь - выключаем свет!»

потешки после сна – 1. «Тяги, тяги, потягушеньки, на дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во всё времечко, как пшеничное тестечко»

2.«Котик серенький присел на печурочке,

и тихонько запел песню Юрочке:

вот проснулся петушок, встала курочка.

Просыпайся,мой дружок, встань, мой Юрочка»;

при умывании – «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

чисто умываемся, маме улыбаемся»;

при кормлении – «Дубы, дубочки, пеку блиночки, блиночки горячие,

не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные, с маслицем и со сметаною».

при одевании – 1. «Завяжи потуже шарф, буду делать снежный шар.

Я шар покачу, гулять хочу»;

2.«Валенки, валенки, невелички, маленьки,

опушка бобровая, Маша чернобровая»;

потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные или птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям:

1.«Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

глаза смелые, зубки белые»;

2.«Идёт петушок, красный гребешок, хвост - узорами,

сапоги со шпорами, двойная бородка, частая походка.

Рано утром встаёт, красны песенки поёт»;

3.«Кисонька - Мурысенька, где ты была?. и т. д».

потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.

1.«Сосна,сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком росла!»;

2.«Ой,ты зимушка - зима, ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьёт, вдоль по улице метёт. Как по этой по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят»;

3.«Солнышко- вёдрышко! Взойди поскорей, освети, обогрей - телят да ягнят, ещё маленьких ребят!»;

4.«Закатилось красно солнышко за тёмные леса. В лесу пташки приумолкли, все садились по местам, по таким же по местечкам, - по ракитовым кустам».

Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальцами "Пальчики в лесу", «Ладушки-ладушки». В игре «Ладушки» стараюсь использовать имена всех детей : «. маслом поливала, детям давала: Тане два, Вале два, Даше два».И при этом своей рукой касаясь ладошек каждого ребёнка. На мой взгляд, этот контакт необходим для сближения педагога с малышом. Разрабатывая занятия по развитию речи с использованием потешек, сказок, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нём не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по художественному чтению читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующем занятии они уже сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить. Игровые действия малышей стимулируют не только их память, но самое главное - речевую активность. Каждое занятие я стараюсь сделать интересным, максимально приблизив тему к знакомой ребёнку обстановке.

Например,на занятии по развитию речи на тему «Кто как кричит» (по пособию Т. В. Галановой) я предлагаю детям рассмотреть картинки, на которых изображены животные и птицы (уточки, собачки, кошки, котёнок, птица, птенец) и такие же игрушки. Мы вместе говорим тоненьким высоким и низким голосом. Дети учатся звукоподражанию животным и птицам, отличая маму и детёныша интонацией голоса. На таком занятии дети не только учатся узнавать и называть детёнышей животных и звукоподражанию, но и использовать интонацию голоса.

Рассказывание детям сказок «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» и др.

На этих занятиях приучала детей внимательно слушать сказки, некоторые сопровождались наглядным пособием (картинки на фланелеграфе, пальчиковый театр,теневой театр, иллюстрации, кукольный театр, вызывала желание детей рассказывать сказку вместе со мной, принимать участие в театрализованном действии, запоминать содержание сказок, правильно и отчётливо произносить звуки и слова, активизировала словарь детей. Приведу пример занятия: Рассказывание детям сказки «Курочка ряба». Рассказ сопровождался демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем снова рассказывала сказку (без наглядного сопровождения). На этом занятии я учила детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе; вызывала желание послушать её ещё; формировала способность к обобщению путём упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.

При чтении потешек: «Водичка, водичка.», «Наши курочки с утра.», «Вот и люди спят», Пошёл котик на Торжок.», «Заинька походи.», «Чики-чики-чикалочки.»,«Наша Маша маленька.», Котинька-коток» и др., я помогала детям понять содержание, запомнить названия животных и птиц, которые встречаются в тексте, а так же то, что о них говорится; формировала способность к обобщению; вызывала у детей желание послушать эти стихотворения ещё раз, подговаривая отдельные слова; развивала речь, память, активизировала словарь. Дети охотно использовали текст в совместных играх. Приведу пример занятий:

Читая детям потешку «Наши курочки с утра.». Демонстровала на театре фланелеграф картинки, разговаривала с детьми по содержанию. Читала потешку, сопровождая её наглядным материалом. Побуждала детей договаривать слова и звукоподражать уточкам, курочкам, гусям, индюку. Задавала вопросы по содержанию потешки. Далее показывала детям голубей и петушка, напоминала, как они кричат, проснувшись рано утром. Повторяла потешку 1-2 раза, поощряла попытки малышей повторять звукоподражания. На этом занятии дети учились различать и называть птиц, о которых говорится в потешке «Наши уточки с утра.»; понимали простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечали на них; подражали голосам птиц и запоминали звукоподражания; развивали речевую активность, память.

Читая детям потешку «Вот и люди спят.». Дети рассматривали картинки: птицы на веточке; лисы на горочке; зайцы и уточки на травушке - муравушке; малыши в люлечках. Сопровождали слова потешки действиями, отвечали на вопросы. Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивалось. Дети старшей подгруппы слушали потешку ещё раз. Я постепенно убирала картинки и просила детей назвать, какие картинки были убраны. Задание усложнялось: перечисляла зверей и птиц и просила детей называть, кто из них летает, плавает, бегает. Дети рассматривали картинки животных и птиц, раскладывали их на три группы : плавают, бегают, летают, при этом называли птиц и животных. На этом занятии я помогала детям понять содержание потешки, запомнить названия животных и птиц, которые встречаются в тексте, а так же то, что о них говорится; формировала способность к обобщению; вызывала у детей желание послушать это стихотворение ещё раз, подговаривая отдельные слова; развивала речь, память, активизировала словарь.

При чтении потешки «Пошёл котик на Торжок.» формировала звуковую культуру речи (звук п., (пь, упражняла детей в правильном произношении звука «п., пь», знакомила со словами (торжок, снесть, укушу). Малыши вместе со мной рассматривали кота (иллюстрация Ю. Васницова, повторяли слова потешки.

Совместно рассматривали мышку - игрушку. Дети учились звукоподражать мышке. На этом занятии помогала детям понять содержание потешки, вызывала желание слушать её, чётко подговаривать слова (пирожок, булочку, укушу, торжок, благодарить котика за подарок, использовать новые слова в речи; развивала у детей воображение;сформировывала правильное и отчётливое произношение звука «п., пь».

Чтение потешки «Наша Маша маленька.» Показывала детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанного мехом. Дети хором повторяли и называли «опушку бобровую».Подтверждали, что Маша чернобровая. Я дважды читала потешку. Снимала с куклы алую шубку и давала «поносить» кому-нибудь из девочек. Читала потешку ещё раз и называла имя девочки, у которой «алая шубка». Затем шубку предлагала следующей девочке. Этот приём приносил малышам радость, усиливал желание слушать потешку многократно. На этом занятии я помогала детям понять содержание потешки, запомнить слова аленькая - аленька, опушка, чернобровая - черноброва; вызывала желание послушать потешку неоднократно, повторять стихотворный текст; активизировала словарь детей. Особенно нравятся детям занятия, на которых используется кукла :«Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Кукла делает зарядку», «Устроим кукле комнату», «Кукла ждёт гостей к обеду», «Научим куклу мыть посуду», «Кукла заболела», «Лечение куклы», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться после прогулки», «Кукла идёт в магазин», «День рождения куклы», «Постираем кукле платье». Приведу примеры некоторых занятий с куклой: 1. Рассматривание одежды куклы Кати и одевание куклы на прогулку.

Показывала детям куклу и красивую коробку с одеждой. Дети вместе со мной перечисляли названия одежды, детали (воротник, пуговицы, рукава, цвет одежды. Всю одежду дети вешали в шкаф. Затем самостоятельно выкладывали из коробки вещи и одевали куклу на прогулку в правильной последовательности.

На этом занятии, я уточняла представления детей об одежде, назначении вещей, детям было интересно, когда одевание куклы сопровождалось чтением потешки («Вот они сапожки.», «Валенки, валенки.»); учила запоминать последовательность одевания на прогулку; активизировала словарь детей.

2. Купание куклы Кати. Использовала ванночку с водой, 2 ведёрка и кружку, мыло, мыльницу,губку, полотенце. Предлагала детям вместе со мной купать куклу. Спрашивала детей, какой водой мы должны купать куклу (тёплой). Раздевали куклу, сажали в ванночку. Я спрашивала детей о назначении мыла и губки. Мыла куклу и сопровождала действия словами. Затем я рассказывала детям, что в одном ведре вода горячая, а в другом холодная. Смешивала воду и спрашивала, какая вода получилась (тёплая). Вместе с детьми мыли куклу и сопровождали действие словами. Затем я использовала полотенце и объясняла его назначение. Одевали куклу и укладывали спать. Предлагала спеть Кате колыбельную. Дети повторяли колыбельную («Баю-бай.») вместе со мной 2-3 раза. На этом занятии я помогала детям запоминать и употреблять в своей речи названия предметов, действий, качеств;ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать. Горячая, колодная, тёплая вода; активизировала словарь детей; вызывала радостное настроение.

Чтобы у детей лучше развивались навык и умение играть, пользоваться игрушками, что-то мастерить самим, употреблять заменители, совместно с родителями мы оборудовали игровой уголок для куклы. Мебель (стол, стулья, диван, шкаф, плита, мойка для посуды). Посуду (столовая и чайная). Одежду для куклы шили и родители, и я вместе с детьми; кроме этого подбирали атрибуты для магазина игрушек, атрибуты для уголка «Доктора Айболита» или «Больница».

Отдельно хочется сказать о прогулках. В наших условиях сделать прогулку интересной и продуктивно использовать её время для развития детей довольно сложно. Дело в том, что оборудование участков не слишком разнообразно, а вынести на улицу необходимый материал не всегда возможно. Чтобы прогулка оказалась максимально полезной, приходилось немного фантазировать. На прогулку я выносила яркую игрушку или фигурку животного, чтобы ещё раз поговорить на тему занятия. Например, речь шла о животных и их детёнышах. В частности о кошке и котёнке. Я выносила на прогулку маленького котенка, и дети играли с ним в подвижную игру, а затем пекли для него прянички из песка, использовали при этом потешку «Кисонька- Мурысенька». После такого своеобразного повторения дети хорошо запоминали слова потешки.

Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказали родители моих воспитанников- благоустройство игровых уголков и группы. Я привлекала их к совместным играм и беседам. Мною проводились консультации по развитию речи детей, для этого я использовала папки - передвижки, на которых размещалась информация. Приглашала родителей на занятия («Игра с куклой») с помощью которых родители учились, как правильно играть с ребёнком дома. Они с интересом смотрели занятия, принимали участие в подготовке необходимой атрибутики, знакомились с информацией и задавали вопросы, на которые я с удовольствием отвечала. И в заключении, хотелось бы отметить, что работа проводимая мною в течении учебного года, дало хорошие результаты и к концу года, результаты диагностики по развитию речи, показали, что почти все дети научились говорить внятно, самостоятельно использовать потешки, песенки,стихи. Обогатился словарный запас. Чисто произносят гласные и простые по артикуляции согласные звуки (м, п, б, в, ф). Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом.

По результатам диагностика усвоения программы воспитанниками, а также по анализу уровня нервно - психического развития детей достигнуты ощутимые результаты.

Родители отмечают, что у большинства детей появился интерес к книгам, некоторые исполняют дома песенки и потешки. Дети с радостью идут в детский сад, с удовольствием ждут начала занятий, активно участвуют и отвечают на вопросы. Я очень рада, что моя работа по использованию устного народного творчества, положительно влияет на развитие речи детей, приносит хорошие плоды. Очень важно, что родители понимают и помогают мне в этой работе с детьми.

Публикации по теме:

Консультация «Ценность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» На протяжении нескольких лет я использую разные фольклорные формы в своей работе. Что же такое фольклор? Слово «фольклор» появилось в 19.

Использование детского фольклора в развитии культурно-гигиенических навыков Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор данной.

Использование фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста Роль воспитателя в формировании речи дошкольника. Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка в целом является уровень развития.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации.

Консультация для педагогов «Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении» Консультация для педагогов на тему: «Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении» Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей» Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное.

Консультация для родителей «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста» Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста» Цель: повышать педагогическую компетентность воспитателей.

Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида» Представление педагогического.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов  «Использование детского фольклора в развитии речи детей младшей группы»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 01:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов  «Использование детского фольклора в развитии речи детей младшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Геннадьевна Корунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД