Дегтярева
Консультация для педагогов «Интеллект-карта как средство речевого развития ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка».
Интеллект-карты : один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность
Публикация «Консультация для педагогов „Интеллект-карта как средство речевого развития ребёнка“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Но я считаю, что наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект - карт Тони Бьюзена - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти, лектора и консультанта по вопросам интеллекта.
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт.
Задачи:
• развивать психические функции (внимание, память, мышление);
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
• формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развивать воображение и творческую активность;
• формировать преемственность между детским садом и школой;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект - карты :
• наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Интеллект - карту в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на 3 уровня:
1 этап. Подготовительный
Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.
2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты по заданной теме.
Например «Птицы». Для составления интеллект - карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально. В центре листа выделены птицы, от них расходятся цветные ветви. Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например: синяя ветвь – это виды птиц, коричневая, - что они делают, красная, – что у них есть и т. д. Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ.
2 этап. Основной
Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме комплексно-тематического плана (1 половина подготовительной группы).
Данную работу разберём на примере создания интеллект - карты «Семья».
I этап. Знакомство с темой «Семья»
Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.
Цель. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей. Расширять представления детей о своей семье, родословной.
Формы работы обязательная образовательная деятельность Ознакомление с окружающим «Моя семья», рисование «Моя семья».
II этап. Создания интеллект - карты «Семья», это - сбор информации, осуществляется, через:
самостоятельную деятельность;
совместную деятельность;
при взаимодействии с семьёй.
В группе оформили выставку «Я мамин цветочек»; выставку макетов «Генеалогическое древо семьи».
III этап – итоговый - по созданию интеллект - карты «Семья».
Оформление интеллект карты «Семья». Составление рассказов по интеллект карте.
Предлагаем подробно рассмотреть процесс создания интеллект-карты «Семья».
Обучение-игру проводили в 1-ой половине дня, вместо занятия. Заранее подготовили фотографии о семье детей. На столах расположили несколько чистых листов бумаги. Запаслись набором ярких, цветных карандашей и фломастеров. Мотивация. «Ребята, мы с вами много узнали нового о своих семьях. Давайте сейчас попробуем составить о них рассказ в картинках». Провела беседу:
- Что вы видите перед собой?
- Почему вы решили, что это семья?
Варианты ответов детей фиксируются на листе ватмана в виде рисунка. Дети сами предлагают варианты знаков - заменителей слов
( например: это я – а это вся моя семья, у папа есть мама – она моя бабушка, это мои брат и сестра – они ходят в школу.)
Затем объединяем рисунки в смысловые группы.
«Мы с вами нарисовали много о семье, но сможем ли мы сейчас составить красивый рассказ. (Нет) Что же можно сделать?» Если дети затрудняются ответить, предложить соединить картинки ключевыми словами. Например – кем работает папа, чем занимаешься дома, и т. п. Для этого выделяли цветным фломастером те слова или фразы, которые относятся к описанию признака.
После этого начинаем заполнять интеллект - карту (для детей – «рисовать рассказ») в соответствии с законами её построения в следующей последовательности:
в центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем Семью; в стороны от семьи, как лучи от Солнца, рисуем стрелки, количество которых равно количеству ключевых слов или ключевых фраз. Каждая стрелка соответствует цвету ключевого слова или ключевой фразы. На каждую стрелку поместили ключевое слово или ключевую фразу.
К каждому ключевому слову или фразе добавили ответвления по количеству слов-рисунков. Зрительно отделяем друг от друга цветными блоками смысловые группы.
Нашли с детьми смысловые связи между группами (зависимость действий с членами семьи, любимых занятий, обязанностей по дому и т. п. После этого составили рассказ о семье, используя интеллект - карту. Рассказали составленные рассказы воспитанникам подготовительной группы и родителям.
3 этап. Заключительный Планирование своей деятельности и осуществление самоконтроля
(2 половина подготовительной группы) :
1 вариант. Составление интеллект карты в начале изучения темы, для определения знаний детей по данной теме.
2 вариант. Составление интеллект карты в конце изучения темы, чтобы понять чему научились дети по данной теме.
Работа по использованию метода интеллект - карт в работе с детьми проводится в первой половине дня в процессе ООД, либо совместной деятельность педагога с детьми.
Список используемой литературы:
1. Афонькина интегративных качеств дошкольников. В. 2013г., «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития»; Бьюзен Т. и Б. Супермышление/ пер. с англ. ; Худ. обл. – 2-е изд. – Мн. :, 2003. – 304 с.
2. Технология проектирования в ДОУ. М. 2006.
3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP русски.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. 2005.
5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред.. М. 2008.
6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред., М., 2004г.