МААМ-картинки

Конспект НОД «Экскурсия в музей русского быта»

Анна Горбунова
Конспект НОД «Экскурсия в музей русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.

Задачи:

Познавательное развитие: познакомить детей с историей и культурой русского народа, познакомить детей с музеем, развивать исследовательский интерес, любознательность.

Социально – коммуникативное: воспитывать любовь к родному краю, уважению к обычаям и традициям наших предков.

Речевое развитие: учить детей отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас детей, воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие: развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Физическое развитие: снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, музейные экспонаты, ленточка.

Предварительная работа: переодевание в русские народные костюмы.

Словарная работа: музей, музейные экспонаты, изба, прялка, ухват, кочерга, чугунок, лавка,

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, нас пригласили в музей. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов быта русской старины.

Дети идут в музей.

Воспитатель: - Что-то никого не видно. Смотрите, записка для нас.

Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новым экспонатом».

- Может вы мне разрешите побыть вашим экскурсоводом? Прежде чем начнется экскурсия, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей). Правила: не кричать и не шуметь, не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. Без разрешения ничего не трогать.

- Наша экскурсия будет немного необычной, т. к. мы с вами переодеты в русскую народную одежду, то попробуем перенестись лет на 100 назад. И немного больше узнать о быте наших прапрабабушек и прапрадедушек.

Воспитатель начинает рассказ:

-В старину дом на Руси называли (дети: избой).

- Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Дверь-то в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.

(Дети проходят в музей).

-Заходите, проходите.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

-Что занимает центральное место в избе? (ответы детей: печь, стол с лавками)

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба - не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь - всему голова», голова - значит самая главная.

Воспитатель: - Почему печь в избе самая главная? (ответы детей).

Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

- А где сейчас готовят? (ответы детей).

- Как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).

-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей: «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Колобок»).

Воспитатель: - Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

А сам в угол идет.

(Ухват)

Воспитатель: А вот и ухват (показывает). Ухват - это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.

Без работы – холодная она,

А после работы – красна от огня.

(Кочерга)

Воспитатель:- А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

(Чугунок).

Воспитатель: - Чугунок - это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи.

Воспитатель: - А кто хочет попробовать поставить чугунок в печь?

(Воспитатель помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку).

Воспитатель: И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

(Самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: - А это про что загадка?

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

(Ложка).

В крестьянской семье у кажого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель: «В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним гладь-

Ни морщинки не видать».

(Утюг).

Так что это? Это чугунный утюг. Он работает без электричества, а горячий он от того, что в него кладут горячие угольки.

Воспитатель:- Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей).

-Да, правильно. Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки.

- Лавки были длинные и широкие. На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, бабушки и дедушки рассказывали сказки и былинные истории, а молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель: - Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Игра с лентой.

(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке,

высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Воспитатель: - Доброй славой пользовались в народе умельцы, мастера, которые никакой работы не боялись. О них говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).

С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

Воспитатель:- Ребята, давайте присядем за стол и посмотрим, какими игрушками играли дети в старинные времена. (дети садятся за стол, рассматривают с воспитателем игрушки и рассказывают, из какого материала изготовлена их игрушка)

Воспитатель: - В те времена игрушки у ребят были глиняные, деревянные и тряпичные.

Чаще всего игрушки делали сами, и лишь иногда покупали на базаре. Больше всего везло тем ребятам, у которых в семье кто-нибудь был мастером по изготовлению игрушек.

Воспитатель: - А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Пусть каждый из вас выберет себе какой-нибудь музыкальный инструмент, расскажет как он называется и попробует сыграть на нем. (каждый ребенок берет понравившийся ему музыкальный инструмент, показывает другим детям, говорит его название и пробует играть на нем).

Воспитатель: - Вы уже познакомились поближе с вашими инструментами, а теперь, я предлагаю нам всем вместе сыграть мелодию к песне «Калинка-малинка».

(Вместе с воспитателем, дети играют мелодию к песне «Калинка-малинка».)

Воспитатель: - Давайте положим музыкальные инструменты на место.

(Рефлексия) - Скажите пожалуйста, а какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

Публикации по теме:

Назад в прошлое или современным детям о традициях русского бытаНазад в прошлое или современным детям о традициях русского быта Национальные традиции – это неугасающая душа народа. Народы России сохраняют в памяти подвиги предков, а их традиции являются ключом к сохранению.

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Экскурсия в мини-музей русского народного быта. ФотоотчетЭкскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет "Экскурсия в мини-музей русского народного быта" Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект НОД «Экскурсия в музей русского быта»
Опубликовано: 28 февраля 2025 в 14:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Экскурсия в музей русского быта»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горбунова (УИ 769428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД