Инна Михайловна Пронькина
Консультация для педагогов «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка. Это период, когда умственное развитие особо зависимо от физического состояния и настроения малыша.
ФГОС ДО подчеркивает самоценность периода детства и признает его базисной основой для дальнейшего развития ребенка. В последние годы мы наблюдаем, как совершенствуется дошкольное образование : разрабатываются новые программы, формируются методики, появляются инновационные технологии. Остановимся на последних.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновационные технологии представляют собой систему методов, способов, приёмов обучения, преследующих своей целью достижение положительного результата посредством активизации динамичных изменений в развитии личности дошкольников.
Рассмотрим группу личностно – ориентированных технологий, суть которых заключается в признании значимости личности ребенка, ее самобытности и самоценности. Своей целью они преследуют максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, базирующихся на использовании полученного ранее жизненного опыта.
Одним из направлений личностно-ориентированной технологии является «хеппенинг» - нетрадиционный метод рисования.
Хеппенинг — это одна из форм современного искусства, являющая собой действия, события или ситуации, которые происходят при участии художников, но при этом полностью ими не контролируются. Как правило, хэппенинг – это импровизация, создание изображений в этой технике не имеют четкого сценария. Никто заведомо не знает, каким будет результат. В условиях ДОО это особенно актуально, поскольку все изображения априори успешны по результату. А это позволяет усилить интерес детей к изобразительной деятельности.
Своей главной целью хеппенинг преследует развитие творческих способностей детей. Почему это так важно?
Творчество оказывает положительный эффект на полноценное, гармоничное и всестороннее развитие личности дошкольника. Этот процесс сопряжен с массой положительных эмоций: радостью и восторгом от познания и реализации себя. Отметим, что в развитии творчества воспитанников раннего возраста определяющую силу имеет сам процесс, а не результат деятельности.
Рассмотрим некоторые виды хэппенинга, доступные детям 1-3 лет.
Рисование пальчиками.
Это способ получения изображения путем отпечатывания пальцев руки на бумаге: можно ставить точки кончиками пальцев, проводить ими линии, использовать отпечаток пальца по всей длине или собирая их пучком. Так можно изобразить снежинки, травинки, солнечные лучики, дорожки и др.
Рисование кулачком.
Сложив пальчики в кулачок разными способами, можно получить изображения
цветов, улиток, ракушек.
Полураскрытый кулачок позволяет без труда нарисовать радугу или, к примеру, банан.
Рисование ладошкой.
Ладошка вызывает дикий восторг, если ей просто размазывать краску в разных направлениях, получая цветные абстракции и незамысловатые сюжеты. Подойдя к вопросу более разумно, мы получаем красивых бабочек, осьминогов, кленовые листочки, а если отвести в сторону большой пальчик - любых четвероногих животных в принципе. Можно использовать ребро ладони для добавления недостающих деталей и воплощать в жизнь самые смелые задумки.
Рисование на подносе.
Для этого достаточно насыпать на поднос небольшой слой манки и разровнять. Творить на таком холсте можно бесконечно. Здесь можно использовать все вышеописанные способы, за одним исключением – без краски.
Оттиск или штампирование.
Это способ получения изображения при помощи любых предметов. Использовать можно винные пробки, скомканную бумагу, пластилин, кубики ЛЕГО, надутые целлофановые пакетики и многое другое, что можно без труда окунуть в краску и сделать отпечаток.
Рисование стопами.
Данный вид получения изображения активизирует нервные окончания, находящиеся на стопах, что имеет еще и оздоровительный эффект. Можно просто походить по раскатанному рулону обоев, оставляя цветные следы, а можно целенаправленно изобразить, к примеру, краба, если скомбинировать технику с рисованием ладошкой.
В заключение отметим, что рисование нетрадиционными способом дает возможность детям поверить в свои силы, доставляет им радость как от самого процесса, так и от полученного результата, развивает фантазию и творческое воображение. Но самое главное – при создании изображения, ребенок развивается: получает новые знания, уточняет и углубляет имеющиеся представления о предметах и их свойствах, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Задача педагога при этом – грамотно руководить этим процессом, пробуждая в малышах инициативу и самостоятельность, тягу к творческому познанию и самореализации.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.