МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

якимова наталья
Консультация для педагогов «Игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем ребенку. И первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это традиционные игры с песком. А мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с педагогической стороны. Ведь игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Что же нужно для игр с песком?

Оборудование для игр с песком:

Публикация «Консультация для педагогов „Игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

1. Вариант 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз. Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

Вариант 2. Световой стол для рисования песком или замена светового стола: стол, поднос, бумага.

2. Для светового стола используется специальный сертифицированный кварцевый песок, мелкой фракции. Он не пылит при пересыпании, не содержит инородных включений, очень приятен на ощупь и является абсолютно безопасным для человека. Перед использованием песок должен обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать.

Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

3. Наборы игрового оборудования

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки, трубочки для коктейля;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. ;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Прежде чем приступить к занятиям и высыпать песок на поверхность, необходимо побрызгать пластиковую поверхность светового стола антистатиком, и пару минут подождать, пока он высохнет. Это нужно для того, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического электричества. Процедуру необходимо периодически повторять.

Правила игры с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний, аллергии.

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Структура занятий в песочнице:

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть: настрой на контакт, создание эмоционального настроя, взаимодействие с песком.

Основная часть: элементы сказки и импровизации, элементы речевых навыков, игры на развитие познавательных функций, рисунки на песке.

Заключительная часть: закрепление полученных знаний, ситуации успеха, общего положительного настроя, свободная деятельность, уборка песочницы, разравнивание кистью или ладонью песка.

Коррекционно-развивающие игры с использованием песочной терапии можно включать практически во все образовательные области.

Игры для развития тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, ловкости и координации:

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.

«Дорожка». Педагог проводит прямую линию и просит ребенка нарисовать рядом еще одну. Можно сказать, что это дорога для машинки или ручеек для кораблика. Главное условие, чтобы ребенок не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. Впоследствии линии могут быть не только прямые, но и извилистые или ломаные.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». Педагог рисует на песке две параллельные линии. Это рельсы, и просит ребенка помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, можно сказать, что это лесенка, на которой не хватает ступенек – пусть ребенок ее отремонтирует.

«Дождик» - отрабатываем рисование вертикальных линий.

«Лесенки» - учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

«Обведи по контуру» - обведение пальцем контура или шаблона, подготавливаем руку к письму.

«Узоры на песке». Педагог рисует на песке простой узор и просит ребенка продолжить его.

«Автогонки». Проведите на поверхности песка извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если по краям трассы будут поставлены «флажки», которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.

«По камешкам». Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому, как бы шагая, ребенок должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду».

«Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

«Вслепую». Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортрета, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.

«Поймай солнечный луч». Педагог, используя фонарик-указку, водит световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча.

«Клубок» - из центра песочницы выполняем спиральные движения по песку, как бы наматываем клубок. А затем, от одного из бортов песочницы выполняем спиральные движения к центру, разматываем клубок.

Игры для развития мышления и воображения:

«Что это?» Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

«Угадай». Педагог ставит перед ребенком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время специалист прячет (закапывает в песок) какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает ее из песка. Упражнение можно усложнять, спрятав несколько фигур.

Игра для развития внимания:

«Найди, не ошибись». Педагог рисует на световом столе рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой.

«Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке.

Игра для развития восприятия:

«Разложи правильно». Педагог высыпает в песочницу различные цветные предметы или фигуры разной формы, перемешивает их и засыпает песком. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко с соответствующим цветом или формой.

Игра для развития мышления:

«Что лишнее?» Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему.

Игры для развития элементарных математических представлений:

«Найди в песке нужное количество камешков». Показываем ребенку цифру и просим назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.

«Что спряталось в песке?» Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно малыш находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева). Затем педагог просит назвать все цифры, которые были найдены в песке. Далее ребенку предлагается выложить эти цифры на песке по порядку.

«Чего не стало?» Ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает одну или несколько цифр. Можно поменять цифры местами и попросить ребенка «навести порядок».

«Угадай, какая цифра попалась в руки?» Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

«Наведи порядок». Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом положении. Сначала педагог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа»

«Подсказка». Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрятать какой либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой кучке справа» В другой раз ребенок прячет предмет и подсказывает педагогу, где его искать.

«Пекарня». Предлагается ребенку-повару испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы, а потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомится в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

Игры для развития пространственной ориентировки:

«Кладоискатель». Педагог прячет в песочнице геометрическую фигуру или букву из магнитной азбуки и сообщает ребенку ее «координату». (Например: «Клад спрятан в верхнем левом углу»). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел. В следующий раз можно поменяться с ребенком местами, пускай «клад» прячет он и сообщает вам «координаты».

«Моя ладошка». Педагог просит ребенка поставить отпечаток своей ладошки в верхнем правом углу; в нижнем левом и т. д.

«Посади овощи». Педагог предлагает ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, картошку, лук). Дается инструкция: «Посади картошку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и. т. д. Ребенок закапывает тот или иной овощ в соответствующем месте песочницы. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили.

При изучении обобщающих понятий можно использовать различные игрушки, фигурки из пластмассы, муляжи, природные материалы. Разнообразие используемого материала даст ребенку возможность раскрыть не только изучаемую тему, но и свои творческие способности. Например, при изучении домашних животных – нарисовать кошку или другое животное совместно с педагогом, параллельно повторив части тела и т. д.

С использованием песочной терапии можно осуществлять работу по развитию речи как индивидуально, так и в групповой форме по следующим направлениям:

• Развивать точность понимания речи;

• Способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

• Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

• Используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

• Побуждать речевую активность детей.

Артикуляционная гимнастика и артикуляционные упражнения с привлечением песочных модулей:

«Лошадка» - щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт «скакать по песку».

«Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики» - языком ритмично двигать влево-вправо, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении.

«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Игры на автоматизацию поставленных звуков:

«Заведи мотор машины» - произносить звук [P], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написанные буквы с произнесением звука.

«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [С], насыпая горку.

«Раскопай игрушку» - педагог закапывает в песок игрушки со звуком [Ш]: мышку, матрешку, кошку и т. д. так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку раскопать игрушки по очереди, правильно произнося звук [Ш].

Игры для развития фонематического слуха и закрепления знаний по обучению грамоте:

«Спрячь руки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Вылечим букву. Педагог пишет на песке любую букву, а затем стирает какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Ребенку нужно вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

«Гиганты и карлики» - ребенок пишет букву от огромной (во все поле, до крохотной. Это задание выполняем всей кистью, затем 4-мя, 3-мя, 2-мя и указательным пальцем ведущей и ведомой руки.

Игры для развития диафрагмального дыхания:

«Сделай ямку». Педагог показывает ребенку, как можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка с помощью трубочек для коктейля.

«Песочный ветер». Предложите ребенку подуть на песок через трубочку от коктейля - таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и ребенок не вдохнул через нее!

Игры для расширения и активизации словарного запаса:

«Угадай, что я делаю?» - обогащение словаря детей глагольной лексикой: насыпаю, досыпаю, пересыпаю, подсыпаю, ровняю, стряхиваю, глажу и т. д.

«Магазин» - рисуем продукты, предлагаем покупателю.

«Разложи по корзинкам» - рисуем корзины для фруктов и овощей, заполняем ее муляжами или картинками овощей и фруктов.

Речевое сопровождение (устная речь):

«Составь предложение» - составление предложений по собственным рисункам.

«Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, педагог или другой ребенок заканчивает фразу.

Игры для коррекции гиперактивности у детей.

Эти игры направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

«Песочный дождик». Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик. Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на другую ладонь, на ладонь другого человека.

«Не тронь». Ребенок закапывает руку так, чтобы не было понятно, где находятся его пальчики. Другой ребенок или педагог начинает медленно разгребать этот песок, стараясь не дотронуться до пальцев. «Сапер» может действовать руками, дуть на песок, помогать себе тонкими палочками. Выигрывает тот, кто больше отыскал пальчиков и при этом не дотронулся до них.

«Протяни дальше». Нужно как можно дальше протянуть пуговицу внутри песка, пока она не покажется вся.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

• развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• снимают мышечную напряжённость;

• помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

• развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме;

• стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

• позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

• преодолевают комплекс «плохого художника»;

• совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

• способствуют расширению словарного запаса;

• позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

•помогают детям преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.

• способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.

Подобную терапию можно проводить с другими предметами – пластилином, глиной, красками и т. д. Но у песочной терапии есть свои преимущества – песок является природным материалом, приятным на ощупь. Сыпучий, мягкий, вне зависимости от того, сухой он или мокрый. С ним можно проводить много манипуляций, он дает больше возможностей для раскрытия внутреннего мира ребенка. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков и талантов.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Консультация для педагогов музыки «Концерт — как годовая отчётность учителя по работе с детьми» Для педагогов музыки давно стало «доброй традицией» показывать в конце года родителям отчётный концерт детей. Эти дети показывают на концерте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 7 сентября 2022 в 19:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем якимова наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД