Ирина Ивановна Литвинова
Консультация для педагогов «Игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
2016 г.
Цель: расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей.
Задачи:
- знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек;
- самоанализ педагогами себя, своей деятельности;
- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек;
- анализ современных игрушек и их влияния на психику.
Материалы: демонстрационные таблицы, игрушки для проведения практического задания, ручки, листы.
Детские игры
Публикация «Консультация для педагогов „Игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными.
В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).
Педагогическое значение
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». — Платон (427 347 до н. э.)
Игра как метод обучения
Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики, рассчитанные на детей разного возраста. Существуют игровые педагогические технологии. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели.
Роль игры в жизни человека
Игра — ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
По мнению Д. Б. Эльконина (1978, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре
А. С. Макаренко (1958)
Учет возрастных особенностей при выборе игрушек.
В различные периоды жизни ребенку необходимы различные игрушки и игры.
Игрушка входит в жизнь ребенка с самых первых месяцев. (Беседа).
Возрастной период
Игрушки
Назначение
0-1
Погремушки пищалки, неваляшки, мячи
Исследование разнообразных особенностей предмета, манипулирование
1-3
Пирамидки, вкладыши (геометрические фигуры, животные, овощи, матрешки
шнуровки, игрушки-заместители,
копии реальных предметов (посудка, лейка)
-обучающие, дидактические игрушки, с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины;
-возможность самоконтроля (невозможность неправильно собрать матрешку, вкладыш)
- освоение функционального назначения предметов, пространственного соотношения
3-4
Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов (мебель, посуда, заводные игрушки
дидактические игры
Подражание деятельности, общению взрослых.
Ребенок подчиняется правилам, вытекающим из принятой роли.
Развитие познавательных процессов, личностных качеств (ухаживание за игрушкой, уборка)
4-5
Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов, дидактические игры
предметы-заместители (коробки, катушки, веревочки, бусины)
материалы для сюжетно-ролевых игр (пространство и атрибуты)
Строгое выполнение правил каждым участником игры.
Развитие познавательных процессов, личностных качеств.
Развитие навыков общения, коммуникации.
5-6-7
Тоже с учетом интересов детей
Игрушка (предмет) необходим для выполнения той или иной роли в совместной игре, это условие игровой деятельности ребенка
Подростковый
Атрибуты, приближающие их к взрослой жизни
Предмет – знак деятельности
Юность
(взрос
лые)
По интересам
Игра – деятельность досуга
Современная игрушка и социализация детей.
Особо следует остановиться на современных игрушках. Вы уже представляли свои любимые игрушки, а теперь назовите, пожалуйста, любимые игрушки ваших или соседских детей, либо репертуар игр ваших воспитанников. (Ответы). Какой вывод можно сделать?
Чтобы понять особенности влияния современных игрушек, рассмотрим примеры.
-Кукла Барби (схема)
-Герои (схема)
-Компьютерные игры. Показ образцов (положительных и отрицательных).
Игрушка – цент игровой деятельности, которая должна быть самостоятельной и обширной темой для обсуждения. А на сегодняшнем семинаре мне хотелось бы сказать об условиях для развития игровой деятельности и видах игр (раздаются схемы «Виды игр», «Условия развития игровой деятельности»).