Лариса Бородина
Консультация для педагогов «Игра — естественный спутник жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста.
Современного ребёнка, как правило, невозможно оторвать от телевизоров, компьютера и игровых приставок. Ещё 10-15 лет назад детей трудно было загнать домой с улицы, они играли в командные игры и активно общались с друзьями. С повсеместным распространением компьютеров и появлением интернета всё изменилось. Сегодня дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Многие родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра — естественный спутник жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Играя, он обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс "самости" - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Поэтому в своей работе я применяю «Игровые технологии в системе физического воспитания», автор Л. Н. Волошина. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка-дошкольника, является источником радостных эмоций, здоровья. Отсутствие жёсткой регламентации действий, вариативные условия их выполнения обеспечивают широкие возможности для развития самостоятельности и творчества дошкольника. Автор рекомендует конспекты, народные подвижные игры и игровые упражнения для формирования осанки, укрепление органов дыхания и зрения, тематические дни, развлечения, праздники, соответствующие принципам развивающего обучения, отражающие региональные традиции.
Игровые технологии направлены на построение образовательного процесса по принципу интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» в соответствии с ФГОС. Современные тенденции развития дошкольного образования предлагают поиск новых форм организации образовательного процесса.
В работе с малышами основное место занимает предметно-игровая деятельность (с шариками, султанчиками, флажками. кубиками и т д).
Для средних и старших дошкольников чаще всего используются образно-игровые комплексы по мотивам литературных произведений «Теремок», «Коза-дереза» «Колобок».
Для подготовительных групп это интегрированные «Осень в нашем лесу», «В мире профессий», «Любимая Самара». Игровые занятия «В гости к бабушке в деревню» «Весёлая ярмарка». Тренировочно-игровые: «Хочу стать хоккеистом» «Циркачи», совместная деятельность взрослого с детьми по освоению спортивных игр с использованием спортивных комплексов и тренажё ров: детские экспандеры; степ платформа; гантели; мячи тяжелые гимнастические; мячи - массажеры; резиновые кольца-экспандеры; массажные коврики; гимнастические мячи.
Час двигательной активности остался обязательной формой работы педагога с детьми на прогулке. Это комплекс из 3-4 подвижных игр, одна из них новая. Проводится один раз в месяц на стадионе (спортивной площадке) подвижных и спортивных игр включает: цель и мотив; средство и планирование; действия по реализации цели; анализ результатов. Участвующие в игре дети имеют возможность в процессе общения договариваться выбрать необходимые пособия и спланировать действия, реализовать их посредством воплощения игрового замысла, отрефлексировать полученные результаты в конце игры, дать оценку действиям каждого. Личные качества, которые формируются в процессе этой деятельности, будут важны и тогда когда ребёнок вырастет. Для воспитания у детей любви к своей малой родине можно использовать русские народные игры «Дворовые игры» они отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения «Фанты» «Палочка-выручалочка» «Краски» «Пятнашки». А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!
Практика показывает эффективность воздействия игровых технологий на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста, активизацию их двигательной деятельности. Спортивные игры по упрощённым правилам воспитывают у детей стремление как можно лучше и точнее решать двигательную задачу. Ребёнок многократно повторяет броски в кольцо, удару по мячу, при этом уточняют сенсорные коррекции, а следовательно, улучшается точность движений.
Современные исследования связывают результаты двигательной активности детей с уровнем их здоровья, который также напрямую связан с физическим развитием и физической подготовленностью. Применение игровых технологий оказало положительное воздействие на гармонизацию физического развития мальчиков и стабилизацию этих показателей у девочек.
Литература:
1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей редакцией Микляевой Н. В. – М. : УЦ «Перспектива», 2011г
2. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1999г
3. Степаненкова Э. Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М. : Академия, 2001г
4. Волошина Л. И. «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» - Учитель, 2013г.