Евгения Кабалова
Консультация для педагогов и родителей «Как ребенка в 3–4 года научить читать, простые и эффективные методы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
«Как ребенка в 3-4 года научить читать : простые и эффективные методы" С ростом и взрослением ребенка у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Как ребенка в 3–4 года научить читать, простые и эффективные методы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Младшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Психологи считают, что в 3 – 4 года ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, задача педагога придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником :
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики : уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка как в детском саду, так и в домашних условиях. Но как определить полную готовность малыша к обучению? Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года. К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать. Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы: хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов; у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть; малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз. Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать. Предлагаю более подробно рассмотреть известные методы раннего обучения чтению.
Карточный метод Домана.
Первый этап: познаем отдельные слова.
Второй этап – изучаем словосочетания.
Третий шаг – составляем небольшие предложения.
Четвертый этап – распространенные предложения.
Пятый этап – увлекательное чтение книг.
Научить ребенка читать в раннем возрасте необходимо, следуя четкой последовательности. Первый этап: познаем отдельные слова. Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений. Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.
Методика Домана подходит для детей с 3-х лет. Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, — это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой. В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.
На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.
На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий. Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий. Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий. Первые слова на карточках. Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты.
Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат. По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания. Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы. Второй этап – изучаем словосочетания. У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.
Карточки Домана с названиями групп предметов. После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу. Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ». Третий шаг – составляем небольшие предложения После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ». Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.
Если есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников. Четвертый этап – распространенные предложения. На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный. Пятый этап – увлекательное чтение книг Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Книга должна соответствовать следующим параметрам: общий словарь у нее должен быть – от 50 до 100 слов, полностью знакомых малышу; должно быть напечатано не более 1-го предложения на ярко оформленной странице; допустимая высота букв не должна быть меньше 1 см. ; интересный текст должен быть напечатан перед картинками либо размещаться отдельно от них. Книгу ребенку читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней.
После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а ребенку давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для ребенка в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.
В качестве положительных моментов стоит выделить следующее: методику желательно использовать прямо с рождения малыша; все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов; весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно; ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.
Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики : ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции; малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал; дети, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.
Золотые правила обучения чтению: никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая ребенку интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама; изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года ребенок легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме. Действуем от простого к сложному. Желательно научить правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов; обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения; учитесь везде. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность; постоянно заинтересовывайте. Чтение вслух – это прекрасный способ научить ребенка читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал ребенок за минуту. Можно сделать дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом; увлекательное чтение с закладкой. Развить у ребенка навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове; систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.
Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня. Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин: интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка; существенное расширение кругозора ребенка; отсутствие проблем с зачислением в школу. Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру. Игрушечные буквы помогут весело обучаться. В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, — это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.
Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте. Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша. В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют. Кубики Зайцева — эффективный способ обучения малышей. Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. Продолжительность одного занятия – 15-30 минут. Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы.
Плюсы метода. Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов. На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно «жыраф» или «шына»). Система не привязана к определенному возрасту. Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утверждает, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий. Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом. Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода. Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе). Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе. На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
Методика Марии Монтессори. По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
Плюсы методики. В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра, занимательная, с яркими интересными игрушками. И ребенок всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя. Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги. Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя. Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику. Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики. Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов. Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды. Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома. Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.
Методика Ольги Соболевой. Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
Плюсы методики. В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли. Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации. Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание. Можно начинать учить почти с рождения. Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы методики. Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.
Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова.
Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы:
добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер, выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные). Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита. Составление слогов с изученными буквами. Чтение слов.
Плюсы методики. Педагогам и родителям в целом понятна и знакома данная система. Дети получают развернутое представление о фонетике. Легче происходит усвоение грамматики и орфографии. У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв). Методика не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться». Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.
Минусы методики. Данная методика лучше подходит для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.
Простые советы педагогам и родителям. Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией ребенка. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении необходимо обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.
Как видите, методик обучения малыша чтению существует множество. Среди них нет «хороших» и «плохих». И методика, которая прекрасно подошла одному ребенку может показать не самые лучшие результаты у другого. Нормально корректировать образовательный процесс в соответствии с особенностями ребенка. Будьте готовы к тому, что от избранного подхода придется отказаться или позаимствовать какое-то решение у другого автора.
Допустимо сочетать различные подходы и элементы близких по содержанию методик или «позаимствовать» один из этапов. Например, при изучении букв обратиться к методике Ольги Соболевой, основанной на ассоциативном восприятии детей. А далее, по мере взросления ребенка, можно будет плавно переключиться на методику Эльконина-Давыдова.
Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример. Читайте с детьми с первого года жизни. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если ребенок пока не готов к обучению, лучше повременить с этим. Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у ребенка формируется личный темп освоения науки чтения. Здесь главное, что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш ребенок – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и педагогов и готовности малыша к обучению.