Галина Васильевна
Консультация для педагогов «Художественное творчество и развитие речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Художественное творчество и развитие речи у детей».
«Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживании жизни».
Публикация «Консультация для педагогов „Художественное творчество и развитие речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Изобразительная деятельность является частью развития личности дошкольника и взаимосвязана со всеми другими направлениями развития : с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии, с разными видами искусства- как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также с разнообразными видами деятельности детей.
Посредством искусства у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движении. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Выбирая произведения искусства необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей изображенного положительное влияние. Содержание произведении, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным.
Восприятие искусства развивается у детей постепенно, поэтому в сюжетной картине, скульптуре, в декоративно-прикладном искусстве должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы дети по тем или иным признакам было понятно, что изображено, существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.
Нам всем известно, что у многих детей возникает отклонения в развитии речи. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо на раннем уровне развития выявит и исправить. В своей работе мы стараемся дефекты речевого развития отработать через все режимные моменты и во всех видах деятельности. И когда мы говорим, а что дает ребенку рисования, то не задумываемся как обширна изобразительная деятельность влияет на развитие и коррекцию речи детей.
Дети с речевыми отклонениями требуют наиболее тщательной работы по их подготовке. Научно известно, что уровень развития речи у детей находиться в прямой зависимости от степени формированности тонких движении пальцев рук. Давно известно, что именно мелкие мышцы рук подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающий работу мысли и функции речи. Если развитие движении пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах норы, если же развитие движении пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Побеждать пальчики работать- одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам.
На занятиях по изобразительному искусству развивается речь детей : усвоение названии форм, цвета их оттенков, пространственных обозначении способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдении предметов и явлении, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстрации, репродукции с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснения задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, о росписи выполненной на изделии.
При рассматривании картин, изделии с детьми можно ввести своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнования- «Кто больше увидит на картине? Или «Сравни завитки на изделиях различных росписей?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Воспитатель должен при этом поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять произведение искусства представляя ребенку то ли это будет картина, скульптура или декоративная посуда.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин, изделии и т. д. Знакомые произведения, изделия вызывает оживленное высказывания; в это время и отмечается детьми детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми должны быть направлены на более глубокое понимание событии, дети не только будут рассказывать о том, что изображено, но и как изображено. Этому мы, воспитатели, учим детей с помощью образа рассказа.
Рассказ воспитатель должен быть образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создавать определенное настроение. Возможно, воспитатель, будет использовать художественную литературу (читая строчки стихов, отрывок из сказки, рассказа). Ввести в практику заучивание этих стихов, строк. Если ребенок будет проговаривать эти строки и стихи, и по окончании своей работы охарактеризует свою работу этими же выученными им ранее строками и стихами, то можно смело хлопать в ладоши, и говорить, замечательно, мы добились своей цели. Ребенок учится понимать не только искусство в художественном смысле, но и в поэтическом.
Поэтому, главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание условии для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты путем общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия идеально подходят к коллективной изобразительной деятельности, которая одновременно создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способами раскрытого внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога, слухового внимания.
В заключении хочется добавить, что значение занятий изобразительной
деятельностью, как и в развитии речи так и для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитывать нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенность и целенаправленность в занятии, помогая другу, преодолевая трудности и т. п. В процессе создания коллективной работы у детей воспитатель должен умело объединять детей в работе, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Спасибо за внимание!
Литература
1. Метод обучения изобразительной деятельности и конструирования : Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Коморовой. -М., просвещение, 1979-272с.
2. Интернет.