Наталия Наталенко
Консультация для педагогов «Говорящая среда в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Говорящая среда в ДОУ»
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды»
Цель «Говорящей среды»: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
• Создать атмосферу эмоционального комфорта.
• Создать условия для творческого самовыражения.
• Создать условия для проявления познавательной активности детей.
• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций
Говорящая среда в ДОУ состоит из трех групп элементов:
1. Значимые для детей материалы, действующие краткосрочно.
Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта.
К таким материалам относят рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненные как индивидуально, так и в команде со сверстниками. Также информационная доска с названием реализуемого в данный момент проекта, тематические карточки для образовательной деятельности в центрах активности, «Книга открытий»
Например
Продукты самостоятельной творческой деятельности (рисунки, аппликации, постройки выполненные как индивидуально, так и со сверстниками.
Продукты самостоятельной творческой деятельности (рисунки, аппликации, постройки выполненные как индивидуально, так и со сверстниками.
Продукты самостоятельной творческой деятельности (рисунки, аппликации, постройки выполненные как индивидуально, так и со сверстниками.
2. Материалы, находящиеся в среде длительное время
Они превращают образовательное пространство в инструмент развития и обучения. К ним относятся схемы-последовательности и картинки напоминалки по КГН, по правилам поведения, ключевые слова (в старших группах, карты-подсказки, алгоритмы, обводилки и т. д.
3. Визуализация скрытых элементов среды
Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убирается в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности маркируются не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей
Чем полезна «говорящая среда»:
1. Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное.
2. Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду.
3. Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми.