Наталья Рышкова
Говорящая среда — новый взгляд на предметно-развивающее пространство в ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время все чаще в различных педагогических сообществах мы слышим термин «говорящая» среда. Давайте вместе разберемся, что это такое. Говорящая среда – такая среда, которая, как будто, разговаривает с ребенком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослого, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Цель «говорящей» среды – создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями.
Задачи «говорящей» среды:
1. Донести до детей тему и особенности образовательного проекта, который реализуется в данное время;
2. Создать условия для проявления познавательной активности детей, творческого самовыражения, эмоционального комфорта.
Впервые о технологии «говорящая» среда я прочитала в методическом пособии «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада» Юлии Валерьевны Илюхиной, доцента кафедры дошкольного образования института развития образования Краснодарского края.
Так с чего же, по мнению Юлии Илюхиной, начинается «Говорящая» среда. Как всегда, с подготовки базы, то есть помещения группы.
Автор предлагает:
- превратить одну просторную, но однокомнатную квартиру в многокомнатную. Речь идет о зонировании пространства низкой устойчивой мебелью, ширмами, платформами и т. д. (полифункциональность, трансформируемость, вариативность);
- снизить высоту всего до уровня примерно полтора метра от пола. (доступность);
- снять все дверцы на шкафах (доступность, безопасность).
Наполнение среды:
1. Первая группа краткосрочные элементы;
2. Вторая группа элементов - это материалы, находящиеся в среде длительное время;
3. Третья группа признаков - визуализация скрытых элементов среды.
Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в ней материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта.
Так же среду наполняют значимые для детей продукты самостоятельной творческой деятельности: рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненные ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого, и позволяет проявить индивидуальность.
Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в выборе содержания своей деятельности, изготовлении наглядных пособий, игр очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.
В методическом пособии приведены и подробно описаны элементы первой группы. Хочу остановиться на нескольких.
Публикации
Место для публикации – то где висят детские работы. Через публикации можно услышать «Голос» ребенка:
- Над какой темой сейчас работает большинство ребят;
- Кто с кем дружит;
- Что в группе есть три Милены, два Миши и только одна Эмилия.
Этот перечень бесконечен. Под публикации подойдут любые поверхности: стены, боковые спинки мебели, доски, занавески, дверные проемы, растяжки через всю группу, шкафчики, ширмы.
Опросники.
Чисто технически это листы бумаги с таблицей, в которой есть написанные или нарисованные вопросы и места для индивидуальных ответов.
У опросников несколько уровней сложности. Первый уровень сложности подходит для самых маленьких детей, начиная с группы раннего возраста. И пусть в них примут участие только несколько говорящих детей – это уже очень хорошее дело. Воспитатель может сам записывать ответы, но при этом обязательно комментирует свои действия. Чем старше дети, тем они самостоятельнее, и смогут делать такие отметки без помощи воспитателя.
ЗАЧЕМ? Информация, попадающая к педагогам из этих опросников, как раз, и является тем самым голосом ребенка. Это индивидуальность детей во всей красе.
Задачники
Это листы бумаги, сделанные по полной аналогии с опросниками. Имеют те же уровни сложности. Но! Главное отличие – это вопросы, выносимые для обсуждения, имеют правильные ответы.
Имеют те же правила, что и опросники.
Интерактивный стенд
Место интерактивной коммуникации взрослого с детьми.
Чисто технически – это вертикальная поверхность на которой размещается сменяемая информация. Принцип использования: решили – написали – повесили.
Чем заполняем:
Календари, созданные детьми;
Правила группы;
Статистика;
Мечты группы;
Фото текущей деятельности;
Планы деятельности и многое другое.
Правила группы.
Для чего нужны правила группы?
Во-первых, они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности и инициативы. Наша миссия показать границы, за которые культурный, воспитанный человек не переступает никогда.
Во-вторых, потребность в четком соблюдении НЕПРОТИВОРЕЧИВЫХ правил, одна из базовых потребностей дошкольников.
В-третьих, один из целевых ориентиров – соблюдение социальных норм.
Правила очень хорошо сплачивают детей, говорят им о том, что они единое целое, раз для них действуют общие правила. Более подробно с тем как вместе с детьми составить правила группы, какие ошибки допускают педагоги, Вы можете ознакомиться в пособии.
Вторая группа элементов - это материалы, находящиеся в среде длительное время, которые превращают образовательное пространство в инструмент развития и обучения. К ним относятся: схемы - последовательности и картинки - напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, по правилам поведения, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, определение своего эмоционального состояния, а также трафареты, обводилки и многое другое.
Тематические карточки
Идею тематических карточек предложила Лидия Васильевна Свирская. Это лист формата А4 на котором, подобраны разные задания, объединенные лексической темой или темой проекта. Карточки универсальны для любого возраста, каждый заполнит в карточке что-то свое, показавшееся ему интересным. Требования к детям заполнить все или не брать карточки совсем, мы не предъявляем. Но с другой стороны подкрепляем желание доводить дело до конца. Хвалим за это.
И здесь мы можем с вами увидеть, как среда превращается в автодидактическую. Автодидактичьность – это такое свойство среды, которое позволяет ребенку самообучаться без взрослого рядом. Особенно важна в Центрах для познавательно – исследовательской деятельности. Очень важно, чтобы у ребенка получилось его собственное исследование. Поэтому в Центрах обязательно должны появиться карточки – подсказки, карточки – фиксации результатов опыта, автодидактические игры, схемы к настольным и дидактическим играм. В пособии Юлии Илюхиной пошагово разобрано как превратить Центр исследований и экспериментирования в автодидактический.
Она приводит примеры еще многих элементов:
«Ключевые» слова темы или проекта, «Азбука проекта», «Праздник ошибок», «Говорящие шкафчики» и многое другое.
Третья группа признаков - визуализация скрытых элементов среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности маркируются не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей.
Дети самостоятельно помечают свои игровые пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться, если маркер повесить на другой крючок. Для этого в группе предусмотрены различные крепления: прищепки, крючки, зажимы, вешалки и т. п. Таким образом, игровые уголки часто меняют свое расположение.
«Правильно сформированная среда, пишет в своей книге О. Шиян, - становится для ребёнка третьим педагогом (после родителей и воспитателей). Ведь ребёнок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нём задействовано всё, что окружает ребёнка. Среда «говорит» с детьми, материализует для них правила, побуждает их к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности конкретного ребёнка».
И закончить мне хочется словами В. А. Сухомлинского:
- Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Мое мнение, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.
Библиографический список
1. Бережная Р. Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ / Р. Х. бережная. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. - № 10 (37). – С. 37 – 42.
2. Илюхина Ю. В. «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада». Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов: учебно –методическое пособие. – Краснодар: экоинвест, 2022. – 250с.
3. «Говорящая среда» в детском саду и как она влияет на воспитание детей – прямой эфир с Ю. Илюхиной на площадке «Инновации детям» - https://www.youtube.com/watch
4. Илюхина Ю. В. «Секреты итересного занятия», Краснодар, 2018г.
5. Маркушева А. В; Кияницына А В; Чебыкина О. А. «Говорящая среда» как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у дошкольников. Методические рекомендации. –Анапа. – 2021.
6. Илюхина Ю. В. Кому и о чем говорит «говорящая среда» в детском саду? // Кубанская школа. 2020 № 4
7. Илюхина Ю. В. «Перезагрузка» среды детского сада /Дошкольное воспитание. – 2021 - № 9 – С. 32-39