Юлия Погор
Консультация для педагогов «Формы организации музыкального воспитания в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
««Формы организации музыкального воспитания в летний период»
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №77» г. Магнитогорска Погор Юлия Евгеньевна
Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все традиционные формы музыкальной деятельности :
— организованная музыкальная деятельность;
— самостоятельная музыкальная деятельность;
— музыка в повседневной жизни;
— праздники, развлечения.
Публикация «Консультация для педагогов „Формы организации музыкального воспитания в летний период“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Добавим сюда и музыку в быту, слушание музыки в «живом исполнении» и в записи; самостоятельное музицирование детей, утреннюю гимнастику под музыку, игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения).
В процессе организованной музыкальной деятельности дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки.
Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах :
— сюжетно-ролевая игра (сюжет игры или тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный
магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д. ;)
— игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения;
— музицирование (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)
Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех.
Предлагаю такие виды развлечений:
• «неожиданные» импровизированные праздники;
• беседы-концерты;
• спектакли, театральные постановки;
• игры, развлечения, хороводы;
• празднование дня рождения;
• кукольные и теневые театры;
• досуги.
Предполагаются совместные действия детей и взрослых или только детей.
Музыка звучит во время игр, рисования, что создает особое настроение, направлена на непроизвольное восприятие и внимание детей. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные). Слушание музыки проходит как с установкой на ее восприятие, так и без установки. При этом дети получают разнообразные музыкальные впечатления.
Активное восприятие музыки предлагается во время:
— музыкальных вечеров;
— бесед -концертов (например, темы для бесед: «Сказка в музыке», «Разный дождик», «Музыка и природа» и т. д.);
— тематических концертов;
— музыкальных конкурсов и викторин;
— концертов-загадок.
Варианты нетрадиционных форм организации музыкальной деятельности
1. Музыкальные проекты :
— «Маленькие звездочки».
— «Коса -девичья краса».
— «День игры»
— «Фестиваль искусств» и другие.
Проектная деятельность концентрируется вокруг тем, включающих основные компоненты воспитания дошкольников. В этих творческих проектах участвуют все группы детского сада, воспитатели, бывшие воспитанники, родители.
2. Летние праздники и развлечения
1. По краеведческой тематике тематическое содержание материала отражает особенности региона, сезонность, страницы народного календаря, социально-значимые события.
Фольклорные праздники («Летняя ярмарка», «Березонька», «Яблочный Спас», «Медовый Спас» и др.). Народные календарные праздники помогают ребенку почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Эти праздники дают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни, они учат бережному и уважительному отношению к своим предкам, истории народа, природе, родному краю.
Каждый праздник народного календаря организуется в определенный день и знакомит с народными культурными традициями в соответствующей возрасту детей форме. В первую очередь поясняем, что народный праздник — это не всенародный день безделья, а сочетание труда и веселья. Участвуя в фольклорных праздниках, играх, ребята приобщаются к произведениям устного народного творчества.
Раскрывая тему народного праздника, обращаем внимание детей на:
• изменения в живой и неживой природе;
• обрядовые действия;
• нравственную основу.
Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа:
• наблюдение за изменениями в живой и неживой природе,
• рассказы, беседы, чтение легенд, мифов на тему праздника. Например, празднику «Троица» сопутствует рассказ о березе, одном из самых любимых и почитавших у славян дереве; знакомство с песнями и хороводами: «Березка, березка…», «Во поле береза стояла», русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова.
• подбор и разучивание народных игр, стихотворного материала по теме.
• участие, детей в приготовлении оборудования для игр и праздника
2. Экологические («День защиты окружающей среды», «Праздник цветов», «Ребятам о зверятах», «Берегиня», «Ладушка»).
Содержание экологических праздников направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок рос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и смеяться от души. Особенность этой группы праздников в том, что они часто носят итоговый характер, завершают практическую работу. Подготовка и проведение праздников позволяют влиять на все стороны личности ребенка: рациональную (информированность, эрудиция, познавательные интересы, эмоциональную (восприимчивость к миру природы, эмоциональное положительное отношение к ее объектам, чувства восхищения и удивления, сочувствия) и практически-действенную (желание и готовность участвовать в природоохранной деятельности, умение правильно вести себя в природе).
3. Традиционные тематические («День города», «День рождения А. С. Пушкина», «Я дружу со светофором», «В гостях у солнышка», «Веселый ветерок», «День рождения детей», «Музейный пикник» «Музыкальный фестиваль» и т. д — дети поют песни, играют, читают стихи, отгадывают загадки, сочиняют сказки, импровизируют под музыку). Такие праздники призваны приучить детей к традициям города, вызвать эмоциональный отклик, веселить, доставить радость, эстетическое наслаждение.
Читаем стихи, ставим танцы и инсценировки, проводим занимательные игры, загадываем загадки.
4. Семейные праздники
Они позволяют укрепить отношения детского сада с семьей, сплотить детей и родителей. Организуются семейные команды, которые будут участвовать в конкурсах. Все остальные объединяются в группы поддержки. В играх, танцах, чаепитии участвуют и гости, и хозяева. В конце праздника следует подведение итогов конкурсной программы, чествование победителей. Их должно быть много — в разных номинациях.
Примерная тематика семейных праздников:
- «Праздник игры» — к этому празднику родители и дети готовят по одной игре из своей семейной игротеки.
- «Праздник чая» — это одновременно и познавательный, и веселый праздник, который поможет не только узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития, но и просто повеселиться.
- «Праздник домашних питомцев» — на этот семейный праздник дети приносят фото, рисунки, открытки, игрушки, организуется выставка. Дети рассказывают о любимцах, читают стихи, поют песни о животных, играют в игры.
- «Праздник мыльных пузырей»
- «Праздник ко Дню семьи, любви и верности»
- Спортивные семейные эстафеты и т. д.
Музыкальные игры в летний период
Игра — своеобразная школа жизни, способствующая познанию окружающего мира, обучению человеческим отношениям. Игра заставляет принимать решение, делать выбор.
Одной из эффективных форм игр в том числе и музыкальных есть игры в форме квеста, где игровое пространство разделяется на несколько секторов, в которых детям с помощью отгадывания или прохождения различных заданий, есть возможность закрепить материал.
Организация музыкальных игр предусматривает тщательную подготовку игрового пространства и предварительное разучивание игр.
Взаимодействие с семьями воспитанников
От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки и науки на личность ребенка, в значительной мере зависит процесс формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники.
Заинтересованное отношение педагогического коллектива и музыкального руководителя к своей работе практически всегда находит благотворный отклик в семьях детей. По совету музыкального руководителя родители начинают собирать музыкальную фонотеку, посещают с детьми музыкальные театры, концерты, беседуют с ребятами о услышанном, заботятся о развитии у них музыкального вкуса.