ольга веропаха
Консультация для педагогов ДОУ «Познавательные способности детей дошкольного возраста»
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
(К. Д. Ушинский)
Самым важным делом является воспитание детей, и начинать этим заниматься надо с самых первых дней жизни ребенка.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Познавательные способности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В мир дошкольника, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками, его социальное окружение.
Большинство психологов-исследователей отмечают, что развитие познавательных способностей ребенка в период дошкольного детства имеет важное значение для всего последующего развития человека, а не только в этот сравнительно короткий период его жизни.
Проблема познавательных способностей имеет многовековую историю и является непреходящей, оставаясь малоисследованной. Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным. Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.
Без глубокого знания психофизиологических основ способностей, особенностей их проявления в деятельности и динамике развития, без определения их положения в структуре личности невозможно объективно обосновать педагогические условия и технологии развития познавательных способностей детей.
Проблема способностей подрастающего поколения имеет не только психолого-педагогическую актуальность, но и социально-экономическую значимость, которая вытекает непосредственно из продолжающегося реформирования производственных отношений и перестройки экономического уклада общества. Что вызывает возрастающую востребованность интеллектуального и творческого потенциала работников всех сфер хозяйства страны и определяет новый социальный заказ на повышенный уровень развития познавательных способностей детей. Несмотря на это, она не выделяется из общих педагогических проблем и не подвергается специальному анализу. Между тем, от качества развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в дальнейшем зависит их обучаемость, а, значит, уровень развития уже взрослых людей как специалистов. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Способности к познанию разделяют на следующие виды:
- сенсорные
- интеллектуальные
- творческие
Сенсорный способ изучения окружающего мира активно формируется с 3-4 лет. Дети усваивают сенсорные эталоны: начинают различать все цвета спектра, осваивают геометрические формы. Они с интересом обследуют каждый новый предмет.
В дальнейшем ребенок мысленно использует эти эталоны, чтобы определиться с цветом, формой или размером. При этом для него открывается новое поле познания и развиваются сенсорные способности.
К примеру, если треугольник или квадрат он уже умеет различать, то его привлекает другая фигура с большим количеством углов. Если заменить привычные для ребенка игрушки одного цвета на подобные, но иной яркой расцветки, малыш направит свое внимание именно на эти новые для него объекты. Взрослому кажутся такие манипуляции простыми, а в младшем дошкольном возрасте это чуть ли не научный эксперимент, когда нужно найти связь с уже известными предметами или сравнить с эталоном, сложившемся в детском мозгу.
Интеллектуальные способности основаны на мыслительных операциях и на моделировании. Самое простое проявление интеллектуальных способностей малыша прослеживается, когда он выбирает замещающий предмет для своих игр: кубик служит столом для куклы, палочка – ложкой и пр.
А самым значительным проявлением интеллектуальных способностей дошкольника будет самостоятельное построение функциональной модели.
Когда на столе или в уголке ребенок выстраивает подобие комнаты, назначает какие-то предметы мебелью, расставляет все атрибуты по своим местам, это как раз и есть применение интеллектуальных способностей.
Познавательные способности тесно связаны с воображением и подталкивают дошкольника к созданию оригинальных образов. Поэтому развитие познавательных и творческих способностей дошкольников тесно переплетено. Дети интересуются объединением несовместимых элементов (Как бы выглядела собака, если бы у нее были крылья?., придумывают необычные способы решения задачи, сочиняют истории, новые правила для игр. Чем больше увлекается дошкольник творческой деятельностью, тем разнообразнее его идеи и образы.
Педагогические условия формирования и развития познавательных способностей у дошкольников :
- создание обогащенной предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
- создание проблемно-психологических ситуаций;
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- организация экспериментирования;
- включение занимательности в содержание занятий;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения
Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.