Марина Пичугина
Консультация для педагогов ДОУ «О языке правил дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «О языке правил дорожного движения»
[/b]
Правила дорожного движения являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения. Перед педагогом стоит важная задача - донести содержание ПДД до детей, сохранив суть их содержания, несмотря на изложение материала.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „О языке правил дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Первое, что в этом отношении должен сделать педагог, - это обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины (пункт 1.2). При обучении детей следует употреблять только указанные в этом пункте ПДД понятия и термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы. К сожалению, на практике педагоги употребляют в речи термины и понятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД. Примеров тому предостаточно. Это:
• «улица» вместо «дорога»;
• «машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус» или «транспортное средство»;
• «мостовая» вместо «проезжая часть»;
• «ряд» вместо «полоса движения».
Это и несуществующие «постовой», «островок безопасности» и т. п. Иногда употребляют «Пешеходная дорожка» вместо «Пешеходный переход», имеющие самостоятельное значение, «стоянка» вместо «остановка» или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.
Употребление не существующих терминов и понятий, как и использование одних вместо других, не только противоречит Правилам дорожного движения, но и приводит к размыванию и искажению правильных понятий, что в свою очередь приводит к ошибкам в понимании требований ПДД и в практике их применения.
Что касается используемых в ПДД терминов, которые входят в перечень пункта 1.2, то более расширенные их пояснения имеются в «Комментариях к Правилам дорожного движения РФ».
Разумеется, педагог не только сам должен быть аккуратен и точен в использовании в своей речи терминов, применяемых в ПДД, но и должен требовать того же от детей, которые должны не только их знать, но и понимать их значение.
Любые дающиеся требования и установки к Правилам дорожного движения обязаны носить строго нормативный и ясно выраженный, а не либеральный и невнятный характер. Именно так педагог должен трактовать ПДД.
И еще о языке Правил. Видимо, в стремлении донести доходчиво до детей их содержание, некоторые педагоги обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшительных существительных и других ласкающих слух слов и выражений. Эти благие намерения не только не делают язык более доступным и понятным, но и искажают реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики. Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение педагогом с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого со взрослым.
На занятиях по ПДД необходимо уделять особое внимание умению детей ясно и четко выражать свои мысли, добиваться точных формулировок в ответах на вопросы, в объяснениях своих действий, связанных с безопасным поведением на дороге. И только таким способом детям будет легко обучаться Правилам дорожного движения в дальнейшем.