Эльвира Румянцева
Консультация для педагогов ДОУ «Логоритмика — это движение, движение — это здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда. И здесь на помощь может прийти логопедическая ритмика. Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи. Появление логоритмики имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Логоритмика — это движение, движение — это здорово“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Доказано, что речевое развитие находится в тесной взаимосвязи с двигательной активностью ребёнка. Безошибочное и активное выполнение упражнений для рук, ног, головы и туловища способствует подготовке совершенствования движений языка, губ, нижней челюсти.
Логоритмика представляет собой средство оздоровления речи. В первую очередь, это комплексная методика, которая включает в себя три составляющих. Это логопедическое, физическое и музыкально-ритмическое воспитание ребёнка.
В основе логоритмики находится речь, движение и музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные воз можности музыки, которая, по их мнению, способствовала созданию гармонии в человеческом теле. Эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положи тельного эмоционального возбуждения.
Использование логоритмики заметно оказывает воздействие на моторику, общий тонус, настроение, содействуя тренировке подвижностей и нервных центров ЦНС, а также активизации коры головного мозга.
Кроме того, логоритмические занятия развивают внимание и концентрацию ребёнка. Это один из наиболее качественных и действенных способов логопедической работы, направленной на развитие речи малыша.
Основная цель логоритмики заключается в преодолении речевого нарушения посредством развития и коррекции двигательной сферы.
В задачи логоритмики входит развитие у детей координированных движений рук и ног во время ходьбы или бега; формирование правильной осанки; устранение напряжённости и скованности; развитие слухового и речевого внимания; развитие физиологического дыхания, силы голоса и выразительности речи; развитие мелкой моторики и точности движений и многое другое.
Логоритмические упражнения включают в себя речевые упражнения, упражнения на развитие внимания и памяти, дыхательные упражнения, песни и стихи, сопровождающиеся движением, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика.
Такие упражнения можно использовать в разных видах занятий, режимных моментах, на прогулке, в качестве физкультминутки.
В результате применения логоритмики уже через некоторое время у детей можно заметить положительную динамику речевого развития. Данные практики показывают, что ежедневные логоритмические занятия помогают развитию речи детей младшего возраста. У них формируется положительный эмоциональный настрой. В результате регулярного проведения логоритмических упражнения развивается фонематическое восприятие, значительно расширяется лексический запас, развивается слуховое внимание и двигательная память.
Проведение логоритмических упражнений с детьми 6-7 лет позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.
В дополнение ко всему с помощью логоритмики совершенствуется общая моторика, мелкая моторика, вырабатываются чёткие и координированные взаимосвязанные с речью движения, развивается творческая фантазия и воображение детей.
Логоритмическое упражнение
Мы ногами топ топ топ
Мы руками хлоп хлоп хлоп
И туда и сюда (наклоны вправо – влево)
повернемся без труда
Мы головками кивнем
Дружно ручками махнем
И туда и сюда (наклоны вправо – влево)
повернемся без труда
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда (тоже)
повернемся без труда