Алина Дудина
Консультация для педагогов ДОУ «Использование опорных схем в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
Многим педагогам-практикам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, транспорт, профессии, животные, времена года и т. п., сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то одной - двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети чаще начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли, из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Использование опорных схем в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование педагогом в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Что же такое опорные схемы? Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений таблиц.
Цель опорных схем – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти» (В. Ф. Шаталов, облегчил запоминание. Опорные схемы это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1. Введение элементов схем, символов. Например, обозначения:
• цвета
• формы
• величины
• действия
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.
У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
3. Введение отрицаний.
Например, обозначения:
• не большой
• не круглый
• не съедобный
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).
5. Творческое создание детьми опорных схем.
(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)
При использовании опорных схем, символов дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения. Эта проблема возникает у отдельных детей на первом, втором, третьем этапе и не длится долго.
Также работа может быть затруднена на 4-5 этапе из-за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте - из-за незнания букв, цифр, знаков.
Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать «зарисовку» загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость.
Например:
Без окон, без дверей
полна горница людей.
(Огурец)
Без рук, без топоренка
построена избенка.
(Гнездо)
Можно предложить детям задание на коллективный поиск, обсуждение изображений радости, горя, ветра, света и т. д.
Опорные схемы, символы уж давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко.
Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой педагог предлагает детям делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги, которые необходимо затем разложить по порядку и скрепить. Можно использовать один размеченный и пронумерованный лист или лист в виде «книжки-гармошки». Главное, чтобы для ребенка не возникало проблем в последовательности сначала изображения, а затем использования материала. Как правило, дети дорожат своими «авторскими» книгами. В уголке книги или в детской библиотеке группы можно отвести им место. Если вы решили оформить детскую работу как книгу, не забудьте об обложке, где ребенок может написать ее название, свое имя (автор, а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорт, фрукт и т. д.). Приведем пример «записи» детьми темы «Овощи»:
Человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой может применяться зарисовка последовательности событий, персонажей, характеристики героев и т. д.
Например, не полностью заменять слова символами можно при заучивании стихотворения, в котором есть повторяющиеся несколько раз словосочетания.
«Иртэк иртук»
Разбужу я солнышко
Пусть будет светло
Разбужу я сад –
Пусть будет сладко
Разбужу я маму –
Пусть будет тепло
Разбужу я птиц –
Пусть будет песенно.
Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описания сказочных героев и относящихся к ним предметов.
Например, К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»
«…У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете. Шубка тепленькая. Шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, на шее белый галстучек.
Для развития элементарных математических представлений у детей можно обратиться к опорным схемам:
• для записи структуры арифметических задач;
• обозначения углов, сторон, направлений;
• использование аббревиатур для обозначения месяцев года:
ДЯФ – декабрь, январь, февраль. «Мы вышли на улицу, сильный мороз и ветер – поежились от холода – «дяф»!»
МАМ – март, апрель, май. «Весной рождается новая травка, цветы, листики и др. Ничего не может родиться без мамы. Весной все поздравляют с 8 марта своих МАМ!»
ИИА – июнь, июль, август. «летний день, жара. На лужайке стоит печальный ослик ИА, ему так жарко, что он только и может сказать «И-И-А»!»
СОН – сентябрь, октябрь, ноябрь. «Осенью вся природа засыпает, спят растения, некоторые животные тоже погружаются в СОН.»
• «записи» свойств геометрических фигур.
На занятиях по развитию речи с использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов, рассказов по сюжетной картинке. Например: «Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать»
Использование опорных схем при описании игрушек: что это? Цвет, форма, размер, материал, детали. Какая на ощупь? Как играть? Опорные схемы помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать, обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете, связно, последовательно описывать его внешний вид.
Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре.
Это могут быть обозначения последовательности трудовых действий, «запись» правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Широкое применение символы и опорные схемы могут найти и в играх-драматизациях.
Это далеко не полный перечень того, где могут использоваться опорные схемы.