Лариса Патрикеева
Консультация для педагогов ДОУ «Игры с Lego-конструктором для речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, с каждым годом все больше и больше растёт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционные цели и задачи.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Игры с Lego-конструктором для речевого развития детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
На сегодняшний день наборы Lego — зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В него с удовольствием играют и взрослые, и дети.
При использовании лего-технологий, хочу отметить некоторые преимущества перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, используемыми для развития речи :
• Дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
• Конструктор безопасен : нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, при игре руки ребенка остаются чистыми;
• После игры поделки можно хранить как в собранном, так и в разобранном виде-не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;
• Получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков. Это позволяет ощутить состояние успеха;
• Нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
• Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации;
• Не вызывает у ребенка негативного отношения, и вся работа педагога с ребенком воспринимается как игра.
Применение лего при организации НОД по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:
- закреплению (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т. д.);
- формированию/развитию правильного длительного выдоха;
- развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;
- формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с сущ., прилагательных с сущ. В роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т. д.);
- развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида).
- знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи).
Предлагаю познакомиться с речевыми играми при помощи конструктора на групповых и индивидуальных занятиях.
Речевые игры по развитию звукопроизношения.
1. Игра «Звуковой коврик»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «С».
Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек синего и красного цветов равного количества.
Ход игры : ведущий предлагает игроку,игрокам выложить произвольно коврик из лего-фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответсвии с лего-фишками: на фишку синего цвета произносить звук «С», на фишку красного цвета произносить гласные звуки.
2. Игра «Башенки»
Цель: закрепление произношения изолированного звука «С» громко и тихо.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки двух башенок – высокой и низкой.
Ход игры : ведущий объясняет игроку, что при указании на высокую башню игроку нужно громко произносить звук «С», при указании на низкую – тихо (ведущий показывает на башни 6-8 раз, игрок произносит звук с необходимой громкостью).
3. Игра «Заведи грузовик»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р».
Оборудование: набор лего-деталей для постройки грузовика и игровое поле.
Ход игры : ведущий предлагает игроку собрать из лего грузовик, которому предстоит «проехать» весь пукт, делая остановки около заправочных станций. Грузовик становится на начало игрового поля. Игрок произносит длительно звук Р и продвигается по игровому полю.
4. Игра «Волшебные кубики»
Цель: закрепление произношения изолированного звука «Р» длительно и коротко.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки цепочки из дорожек и отдельных кубиков.
Ход игры : ведущий предлагает игроку рассмотреть цепочку из дорожек и кубиков. Игрок продвигается по цепочке и называет звук «Р» длительно, если попадает на дорожку, и коротко, если на отдельный кубик. Например: Р-Р-Р, Р, Р-Р-Р, Р.
5. Игра «Петушок»
Цель: закрепление произношения звука «Р» в словах.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки петушка и картинка постройки.
Ход игры : ведущий предлагает игроку собрать из деталей петушка. Затем просит назвать части петушка, в названии которых есть звук «Р». Например: борода, крылья, шпоры, гребешок.
6. Игра «Звуковая дорожка»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «К».
Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек размером 2/2 синего цвета в количестве 8-10 шт.
Ход игры : ведущий предлагает игроку выложить на лего-платформе дорожку из синих лего-фишек, затем «пройти» по дорожке и назвать слова на звук «К».
7. Игра «Волшебная лесенка»
Цель: автоматизация звука Ж в словах.
Оборудование: лесенка, сложенная из лего-деталей, к которой прикреплены картинки с изображением предметов на звук Ж.
Ход игры : ведущий предлагает игроку подняться по «волшебной» лесенке, а затем спуститься вниз, называя при этом слова на звук Ж.
8. Игра «Винни-Пух и Пятачок»
Цель: дифференциация звуков П/П’ в словах.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки Винни-Пуха и набор карточек с изображением предметов со звуками П, П’.
Ход игры : ведущий предлагает игроку собрать медвежонка Винни. Далее предлагает игрокам разобрать все карточки с изображением предметов со звуками П,П’. Ведущий предлагает назвать предмет на карточке и «отдать» карточку Пятачку (если есть в слове звук П’) или Винни-Пуху (если в слове есть звук П).
9. Игра «Коврик для Винни-Пуха».
Цель: дифференциация звуков В-В’ в словах.
Оборудование: лего-платформа, набор из 9 лего-фишек синего и зеленого цвета, игрушка (картинка) Винни-Пух.
Ход игры : ведущий предлагает игроку послушать слова и сложить коврик для Винни-Пуха (коврик выкладывается с верхней строки).
Например: волк, вишня, валенки, виноград, ветка, водолаз, завод, слива….
Речевые игры по развитию звукового анализа
1. Игра «Посели в домик»
Цель: развитие умений простого звукового анализа.
Оборудование: лего-домики с крышами синего, красного и зеленого цвета.
Ход игры : ведущий предлагает назвать предмет на картинке и определить первый звук в слове, затем «поелить» в домик. Например: утка- первый звук У нужно поселить в домик с красной крышей; ракета- первый звук Р – в домик с синей крышей, перец – в домик с зеленой крышей.
2. Игра «Гласный-согласный», аналогично игра «Твердые-мягкие согласные».
Цель: развитие умения дифференцировать гласные и согласные звуки.
Оборудование: лего-фишки красного и синего цвета по 2 на каждого ребенка.
Ход игры : ведущий предлагает игрокам послушать звуки и поднять лего-фишку определенного цвета: красную – на гласный звук, синюю- на твердый согласный звук.
3. Игра «Где живет звук Ш?»
Цель: закрепление знаний о расположении звука в слове.
Оборудование: лего-платформа и синиелего-фишки.
Ход игры : ведущий предлагает игроку послушать слова и определить место звука в слове.
4. Игра «Вагончики для картинок»
Цель: закрепление умения определять первый звук в слове, дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Оборудование: вагончики синего и зеленого цвета (по 2 каждого цвета, набор предметных картинок на пару согласных звуков.
Ход игры : ведущий предлагает распределить картинки по вагончикам. Например: перо – звук П’ – к зеленому вагончику, пушка – к синему.
5. Игра «Подбери картинку к схеме»
Цель: развитие умений простого звукового анализа.
Оборудование: картинки с изображением предметов, 3 лего-схемы из деталей желтого цвета размером 2 6, 3 лего-фишки синего цвета размером 2 2.
Ход игры : ведущий предлагает игроку назвать предмет на картинке, определить, в названии каких картинок есть звук Б, положить картинку под соответствующую лего-схему.
Речевые игры по развитию слогового анализа.
1. Игра «Слоговички»
Цель: развитие умений слогового анализа.
Оборудование: лего-схемы из деталей конструктора желтого цвета размером 2 2, 2 4, 2 6 в соответствии с количеством слогов в слове.
Ход игры : ведущий предлагает послушать слова и поднять соответствующуюлего-схему.
2. Игра «Поезд»
Цель: развитие умений дифференцировать слова, состоящие из 1,2,3 слогов.
Оборудование: набор деталей для постройки паровоза и трех вагонов. А также набор карточек с изображением предметов.
Ход игры : ведущий просит игроков собрать паровоз и вагоны. Затем предлагает перевезти животных в поезде с 1,2,3 вагончиками- в зависимости от количества слогов в их названиях – и назвать предметы на карточках.
Примерный перечень : кит, лиса, олень, корова, рысь, волк, бегемот, верблюд, курица (можно использовать игрушки).
Речевые игры по развитию словаря.
1. Игра «Сравни постройки»
Цель: закрепление навыка образования слов-антонимов.
Оборудование: наборы лего-деталей для построек 2 башен, 2 мостиков, 2 дорожек, 2 горок.
Ход игры : ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать диаметрально противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать.
Примерные ответы: широкая арка- узкая арка, высокая арка- низкая арка, узкая дорожка- широкая дорожка, высокая лестница – низкая лестница, длинная дорожка- короткая дорожка, высокий дом – низкий дом.
2. Игра «Часть и целое»
Цель: закрепление знаний о частях предметов, развитие словаря существительных.
Оборудование: наборы лего-деталей для постройки предметов мебели: например: стул, кресло, диван, кровать.
Ход игры : ведущий предлагает игрокам определить, какой предмет мебели каждый из них будет собирать. После сборки называют предмет мебели, который они собрали, и части этого предмета.
Например: это стул, у него есть спинка, сиденье, ножки.
3. Игра «Гномики и великаны»
Цель: развитие умений словообразования существительных.
Оборудование: 2 лего-человечка, один большой – великан, другой маленький – гномик.
Ход игры : ведущий предлагает игроку рассмотреть 2 игрушки: великана и гномика, рассказывает игроку о том, что нужно распределить предметы, изображенные на картинках.
Примерный перечень предметов на картинках: дом, домик, стол, столик, стул, стульчик, кровать, кроватка, диван, диванчик, брюки, брючки, рубашка, рубашечка, шкаф, шкафчик.
4. Игра «Выбираем одежду для Маши и Миши»
Цель: развитие словаря по теме «Одежда», дифференциация женской и мужской одежды.
Оборудование: 2 шкафчика, сделанные из лего-конструктора. На одном шкафчике эмблема «девочка Маша», на другом «мальчик Миша». Набор предметных карточек с изображением одежды.
Ход игры : ведущий предлагает игрокам разделиться на две команды: девочки и мальчики. Девочкам нужно отобрать одежду для Маши, мальчикам – для Миши.
5. Игра «Ферма»
Цель: развитие навыка словообразования существительных при помощи суффиксов.
Оборудование: схемы и наборы для конструирования домашних животных и птиц: утка, гусь, индюк, кошка, коза или готовая схема набора «Ферма».
Ход игры : 1-Й ВАРИАНТ: ведущий предлагает рассмотреть элементы набора «Ферма», расставить их согласно сюжету и назвать птенцов у домашних птиц и домашних животных.
2-й ВАРИАНТ: ведущий предлагает игрокам составить из деталей птиц и животных. После составления моделей ведущий предлагает назвать детенышей домашних животных и птенцов домашних птиц.
Примерный перечень : гусь-гусенок, утка-утенок, индюк- индюшонок, кошка- котенок, коза- козленок.
6. Игра «Кто что делает? Кто как голос подает?»
Цель: развитие глагольного словаря.
Оборудование: наборы лего-деталей для постройки домашних животных и птиц.
Ход игры : ведущий предлагает игрокам выполнить постройки, ответить на вопрос «Что делает, например, курица (что делает) – ходит, клюет, бегает, квохчет, кудахчет, сидит (на гнезде) и т. д.
Кто как голос подает? –лошадка ржет, собака лает и т. д.
Речевые игры по развитию грамматического строя речи
1. Игра «Какой, какая, какое?»
Цель: закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
Оборудование: лего-наборы для построек 2 башен, 2 мостиков,2 дорожек, 2 горок.
Ход игры : ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать: высокая башня-низкая башня, высокий мостик- низкий мостик, длинная дорожка – короткая дорожка, узкая дорожка- широкая дорожка и т. д.
1-й вариант: ведущий предлагает назвать еще предметы, которые могут быть высокими и низкими, длинными и короткими, широкими и узкими.
2-й вариант: ведущий предлагает отобрать карточки, изображающие предметы, про которые можно сказать так же, как о выполненной постройке.
Примерные ответы: высокая башня- высокий дом, высокая ваза, высокое дерево, высокий человек, высокая гора и т. д.
Низкая башня-низкий дом, низкая ваза, низкое дерево, низкая гора и т. д.
2. Игра «Как Легик и Легоша делили игрушки»
Цель: развитие умений согласования местоимений ОН, ОНА с существительными.
Оборудование: девочка Легоша и мальчик Легик и набор карточек с изображением игрушек.
Ход игры : ведущий предлагает игроку назвать игрушки на полке и определить, пригодится игрушка Легоше или Легику. Если об игрушке можно сказать ОНА МОЯ – ее забирает девочка Легоша, если ОН МОЙ – мальчик Легик.
3. Игра «Где петушок»
Цель: развитие предложно-падежных конструкций.
Оборудование: набор конструктора для сборки макета, набор фигурок и игрушечный петушок (можно из конструктора).
Ход игры : ведущий предлагает игроку собрать макет деревенского двора. Затем назвать предметы на макете: забор, деревья, ели, дома. Потом ведущий предлагает определить, где бы мог быть петушок.
Примерные ответы: петушок на крыше дома, петушок около дома, петушок за домом, петушок между деревьями и. т. д.
4. Игра «Посчитай и назови»
Цель: развитие умения согласования количественных с существительными.
Оборудование: наборы лего-деталей для сборки цифр 1,2,3,5 и карточки с предметами.
Ход игры : ведущий предлагает назвать предметы на карточках, если их бы было 1 (один, одна, 2 (два, две, 5 (пять) (можно использовать предметы произвольно и по определенным лексическим темам).
Примерные ответы: один петух, две собаки, пять цыплят.
5. Игра «Кто чем питается?»
Цель: развитие беспредложных конструкций.
Оборудование: лего-наборы для постройки домашних животных и птиц.
Ход игры : ведущий предлагает выполнить постройки домашних животных и птиц. Затем необходимо припомнить, чем можно угостить каждого.
Примерные ответы: барана угостим травой, собаку угостим косточкой, петуха угостим зерном и т. д.
6. Игра «Составь предложение»
Цель: закрепление навыка составления предложений из 3, 4 слов.
Оборудование: лего– модели: мальчик, девочка, ель, дом, машина, самолет, кот, собака, лошадь; 1 схема предложения из 3 слов, 1 схема предложения из 4 слов; 2 лего-детали желтого цвета 2 6 (для обозначения слова, 2 лего-детали для обозначения слова в начале предложения с большой буквы и 1 деталь желтого цвета 2 2 (для обозначения предлога).
Ход игры : ведущий предлагает рассмотреть первую схему предложения из трех слов и составить по ней предложение, отобрав из набора необходимые постройки и лего-детали. Затем аналогично играют со второй схемой предложения из 4 слов, также третья и четвертая схема.
1. Примерные предложения: Девочка пасет овечку. Девочка гладит собаку.
2. Примерные предложения: Мальчик подошел к петуху. Мальчик вышел из дома.
7. Игра «Лего-город»
Предложить ребенку построить лего дома. Каждый квадрат сообщает нам какого цвета должен быть дом и сколько этажей. Например: красный квадрат с цифрой 1 – значит одноэтажный дом, И Т. Д.
8. Игра «Загрузи грузовичок»
Представлен грузовик, цифры от 1-5, 5-10, лего-кирпичики, лего –кубики.
Нужно загрузить заданное количество кубиков или кирпичиков в грузовик, считая их. Можно загрузить предметы по изучаемой лексической теме, на автоматизируемый звук.
Развитие мелкой и общей моторики
Перед каждой игрой необходимо проводить пальчиковую гимнастику с лего-кирпичиком или кубиком.
1. Кубик в руки я беру, по ладошке постучу
Покатаю, покатаю
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. (все то же самое для другой ладошки)
2. Пошли пальчики гулять (кирпичики лего)
А вторые догонять
Третьи пальчики бегом
А четвертые пешком
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
3. Лего-дом мы строим выше, выше
Есть окошко в нем и крыша
Вот помощники мои
Как их хочешь поверни
1,2,3,4,5,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
4. «Спортивные состязания»
Игровое поле с цветными дорожками со стартом и финишем. 2 игрока-2 дорожки. На каждый цвет пластины дать задание, например: зеленая – прыгнуть, синяя – присесть, красная – стаять на одной ноге и т. д. Игроки стоят на старте и кидают кость.
В этой игре можно закрепить гласные и согласные звуки, например: на красный кирпичик назвать гласный звук и предмет на этот звук (можно по лексической теме, синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный.
Речевые игры по развитию связной речи.
Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
1. Игра «Давай расскажем вместе стихотворение»
Цель: обогащение речевого опыта детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.
Оборудование: набор лего-деталей для конструирования медведя.
Ход игры : ведущий читает текст стихотворения, игрок поддерживает диалог.
- Я медведя поймал!
-Так веди сюда.
- Не идет.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает.
2. Д/и «Построим сказку»
Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.
3. Д/и «Объединим постройки»
Предложите детям собрать своё событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.
4. Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, составлять рассказ о процессе создания постройки, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.
Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он её создавал.
5. «Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по заданной теме Напр. : «Космос» смастерить необычный космический корабль). Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).
Тем самым у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.
Таким образом, применение дидактических игр с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.