Елена Ярулина
Консультация для педагогов ДОУ «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт - терапевтических технологий; сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.
Задачи:
Познакомить с опытом использования арт - терапевтических технологий на практике;
Создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов арт – терапии;
Развивать профессионально-творческую активность;
Создать условия для индивидуальной и коллективной работы, раскрыть внутренний потенциал каждого педагога.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Арт-терапия в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Ход мастер-класса
Вступительное слово: Арт-терапия – это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. В работе с детьми применяют арт-терапевтические технологии : музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, песочная терапия, изотерапия.
Хотя у природы нет плохой погоды,
Стрессы грозят нам в любое время года.
Зимою некстати приходит мороз,
Весною мешает авитаминоз.
Что день грядущий нам снова готовит?
Повысят зарплату? А может уволят?
Транспорт, налоги, дефолт и террор.
И это ещё не полный набор.
Справиться с этим не каждый сможет,
Но арттерапия кому-то поможет:
Музыка, игры и релаксация,
Краски и медитация.
Пастель, акварель, гуашь, карандаши.
Выплесни весь негатив вместе с краской,
Обиду смени на прощенье и ласку.
Коллаж создадим из простого материала,
Сплетём талисман. Этого мало?
Тогда полюбуйся шедеврами искусства,
Чтобы в душе не было пусто.
Мы сегодня предлагаем вам побыть в роли детей. Встаньте, пожалуйста, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
1. Организационный момент
Цели: активизировать участников, создать положительный эмоциональный настрой.
Упражнение «Рисунок на спине»
Инструкция. Приветствие участников мастер-класса, предложить встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
Педагог-психолог : Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила была девочка (рисуют пальцем человека). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги, везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги).Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине соседа).Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга).Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине).Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала»(рисуют сосульки).Любимым занятием девочки было смотреть на своё отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круги улыбаются друг другу).
Вопросы для обсуждения:
Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?
Что помогло угадать нарисованное? Что затрудняло?
Упражнение «Волшебный рисунок»
Педагог-психолог : Предлагаю вам упражнение «Волшебный рисунок». Оно поможет вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнёров.
Инструкция: Педагоги делятся на две команды. Участники одной команды садятся напротив друг друга.
Педагог-психолог : Сейчас мы сыграем в Театр настроения. Выберите эмоцию и покажите своему партнёру напротив. Партнёр должен угадать эмоцию и нарисовать её восковыми свечами в виде какого-то образа. (участники в паре по очереди показывают свои эмоции). А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Проявите полученный рисунок-невидимку: закрасьте лист любого цвета по вашему выбору.
Вопросы для обсуждения:
Как вы назовёте свои рисунки?
Трудно ли было распознать эмоцию на расстоянии?
Упражнение «История из жизни цветов»
Педагог-психолог : Сегодня я расскажу вам одну историю из жизни цветов. Но для начала давайте вспомним, какие цвета бывают? Я назову первый, а вы будете продолжать, договорились? И так красный… (участники называют известные им цвета). Выберите двух участников, которые будут рисовать сказку на стекле по моим словам.
История из жизни цветов: Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший. Жё лтый говорил: «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло». Синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой».- «Нет! Всё равно я самый лучший!»- спорил Жёлтый. - «Нет, лучший это я!»- не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили… Спорили и спорили… Пока не услышал их пролетавший мимо ветер. Тогда он ка –а -ак дунул. Всё кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика… Жёлтый цвет и Синий… А когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой еще один цвет- Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья!- обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это настоящее чудо!» Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказал: «Да ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по – своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!». И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись. Так им стало хорошо.
Педагог-психолог : Предлагаю вместе сотворить чудо. Для этого разделитесь на пары и возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите своего партнёра, каким цветом он хотел бы рисовать? После того, как он выберет цвет. Скажите ему о своём выборе. Вы помните, как получилось чудо в истории, которую я вам показала и рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: Жёлтый и Синий. И получился Зелёный! Так и вы сейчас попробуйте это сделать со своими цветами. Для этого один из вас начинает рисовать своим цветом с одного края листа и тихонько продвигается к середине. Второй рисует с другого края. А когда вы встретитесь- то произойдёт чудо! Посмотрите, какой цвет у вас получился!
Вопросы для обсуждения:
Сколько всего цветов на листке бумаги?
Из-за чего спорили Жёлтый и Синий?
Почему потом Жёлтый и Синий решили больше не ссоритьс