Елена Прокопец
Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания, что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили» очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.
Публикация «Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2017
Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.
Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана. На выбор предоставили различные материалы и инструменты:
• краски разных видов - гуашь, акварель, акриловые;
• карандаши цветные, восковые, пастельные;
• фломастеры тонкие и толстые;
• свечи восковые и парафиновые;
• кисти разных размеров и разной жесткости;
• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;
• пластилин;
• палитры, воду, салфетки.
Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:
• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;
• марание-рисование пальцами и ладошкой;
• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;
• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;
• изображение контура рисунка пластилином.
Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.
С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.
После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.
Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.
И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.
Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.