Галина Исимбаева
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области
Консультация :
«Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
Подготовила: Исимбаева Г. С.
р. п. Горный
Общение- это главное условие и основной способ жизни человека. Не каждое взаимодействие можно назвать общением. Оно должно соответствовать критериям:
1. Внимание и интерес к другому.
2. Эмоциональное отношение к другому.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Еще один немаловажный критерий- содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно- мимических проявлений).
2. Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
Общение со взрослым: оценка действий ребенка, передача новой информации.
Общение со сверстником : управление действиями партнера, контроль действий другого, навязывание собственных образцов, объект для сравнения.
Ребенок учится:
-говорить и делать как надо;
-слушать и понимать другого;
-выражать себя;
-управлять другими;
-вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из трех типов:
Эгоистичное:
-безразличие к другим;
-интересы сосредоточены на предметах;
-грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
-высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное:
-стремление к первенству во всем;
-знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
-другой- конкурент, которого нужно превзойти;
-стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»);
-завистливость, обидчивость.
Гуманное:
-другой как человек;
-чувствительность к желаниям и интересам других;
-охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
Как учить общаться?
Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада. Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей.
Способы взаимодействия:
-- организация совместной предметной деятельности = ребенок сосредоточится на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет.
-- формирование субъективного взаимодействия между детьми = гуманные чувства, чуткость к состояниям другого.
Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются неумением распознать состояние другого. Одним из приемов, применяемых в данной ситуации,- словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого, но и позитивным. Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результатов своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и логика взрослых им непонятна. Поэтому нужно учить поэтапному анализу своих действий и поступков.
Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми.
Воспитателям необходимо:
-снизить безапелляционность требований;
-ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
-индивидуализировать общение;
-направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения.