Получи документы

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»

ирина лапшина
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы»

Эмерсон Р.

У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом возрасте действия ребёнка направлены на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого. В младенчестве появляется постоянная и чёткая реакция ощупывания, хватания, размахивания погремушкой, похлопывание рукой или предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание. И начинается первое проявление инициативности в исследовании ребёнком окружающего его мира.

Темочки:

Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.

Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т. е. дети задают вопросы взрослому – почему? зачем? как? откуда и др., или риторических, как бы адресованных самому себе. То есть инициативность проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в экспериментировании, начиная с простейшего манипулирования предметами.

Детское экспериментирование – одна из форм организации детской познавательной деятельности. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия в детском саду.

Термин «Экспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поэтому необходимо развитие такого качества, как инициативность через процесс экспериментирования, используя такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребё нок мог самостоятельно:

• видеть и выделять проблему

• ставить цель и решать проблемы

• выделять существенные проблемы и связи

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

• проводить эксперимент

• делать выводы

В следствии комплекса используемых методов во время проведения экспериментов дети испытывают радость, начинают задавать вопросы, проявлять инициативу и любознательность.

Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования.

Для развития инициативы проводятся эксперименты и наблюдения

«Почему песок хорошо сыплется?»

«Глина, её качества и свойства»

«Свойства и признаки воды»

«Откуда берётся вода»

«Реактивный шарик»

«Упрямый воздух»

«Живая змейка»

«В тепле и в холоде»

«Фабрика питания»

«Умный нос»

«Почему дует ветер?»

«Для чего растению нужны семена»

«У воды температура»

«Глина – природный материал»

«Как появляются горы?»

«Магнит и его свойства» и др.

Необходимо помнить, что в любом возрасте дошкольников необходимо поддерживать детскую инициативу. Эта поддержка для каждого возраста своя.

Способы поддержки детской инициативы в группе раннего возраста

Для поддержки детской инициативы в экспериментировании необходимо :

• предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

• не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

Способы поддержки детской инициативы в младшей группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

• рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

• помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;

Способы поддержки детской инициативы в средней группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

• не допускать диктата, навязывания в выборе детьми вида деятельности; обязательно участвовать в деятельности детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя;

• привлекать детей к планированию жизни группы на день;

• читать и рассказывать детям по их просьбе.

Способы поддержки детской инициативы в старшей группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• создавать в группе положительный психологический микроклимат;

• поощрять желание создавать, осуществлять что-либо по собственному замыслу;

• при необходимости помогать детям в решении проблем организации самостоятельной деятельности;

Способы поддержки детской инициативы в подготовительной группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования деятельности;

• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность;

• создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;

• при необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности;

По результатам проводимой поддержки значительно возрастёт количество детей, проявляющих активный познавательный интерес, инициативу и творчество в решении творческих задач.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 12:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем ирина лапшина (УИ 566536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД