Приложение МААМ

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»

ирина лапшина
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы»

Эмерсон Р.

У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом возрасте действия ребёнка направлены на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого. В младенчестве появляется постоянная и чёткая реакция ощупывания, хватания, размахивания погремушкой, похлопывание рукой или предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание. И начинается первое проявление инициативности в исследовании ребёнком окружающего его мира.

Темочки:

Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.

Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т. е. дети задают вопросы взрослому – почему? зачем? как? откуда и др., или риторических, как бы адресованных самому себе. То есть инициативность проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в экспериментировании, начиная с простейшего манипулирования предметами.

Детское экспериментирование – одна из форм организации детской познавательной деятельности. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия в детском саду.

Термин «Экспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поэтому необходимо развитие такого качества, как инициативность через процесс экспериментирования, используя такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребё нок мог самостоятельно:

• видеть и выделять проблему

• ставить цель и решать проблемы

• выделять существенные проблемы и связи

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

• проводить эксперимент

• делать выводы

В следствии комплекса используемых методов во время проведения экспериментов дети испытывают радость, начинают задавать вопросы, проявлять инициативу и любознательность.

Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования.

Для развития инициативы проводятся эксперименты и наблюдения

«Почему песок хорошо сыплется?»

«Глина, её качества и свойства»

«Свойства и признаки воды»

«Откуда берётся вода»

«Реактивный шарик»

«Упрямый воздух»

«Живая змейка»

«В тепле и в холоде»

«Фабрика питания»

«Умный нос»

«Почему дует ветер?»

«Для чего растению нужны семена»

«У воды температура»

«Глина – природный материал»

«Как появляются горы?»

«Магнит и его свойства» и др.

Необходимо помнить, что в любом возрасте дошкольников необходимо поддерживать детскую инициативу. Эта поддержка для каждого возраста своя.

Способы поддержки детской инициативы в группе раннего возраста

Для поддержки детской инициативы в экспериментировании необходимо :

• предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

• не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

Способы поддержки детской инициативы в младшей группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

• рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

• помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;

Способы поддержки детской инициативы в средней группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

• не допускать диктата, навязывания в выборе детьми вида деятельности; обязательно участвовать в деятельности детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя;

• привлекать детей к планированию жизни группы на день;

• читать и рассказывать детям по их просьбе.

Способы поддержки детской инициативы в старшей группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• создавать в группе положительный психологический микроклимат;

• поощрять желание создавать, осуществлять что-либо по собственному замыслу;

• при необходимости помогать детям в решении проблем организации самостоятельной деятельности;

Способы поддержки детской инициативы в подготовительной группе

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования деятельности;

• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность;

• создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;

• при необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности;

По результатам проводимой поддержки значительно возрастёт количество детей, проявляющих активный познавательный интерес, инициативу и творчество в решении творческих задач.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 12:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем ирина лапшина (УИ 566536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД