ирина лапшина
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Развитие детской инициативы посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы»
Эмерсон Р.
У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом возрасте действия ребёнка направлены на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого. В младенчестве появляется постоянная и чёткая реакция ощупывания, хватания, размахивания погремушкой, похлопывание рукой или предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание. И начинается первое проявление инициативности в исследовании ребёнком окружающего его мира.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.
Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т. е. дети задают вопросы взрослому – почему? зачем? как? откуда и др., или риторических, как бы адресованных самому себе. То есть инициативность проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в экспериментировании, начиная с простейшего манипулирования предметами.
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской познавательной деятельности. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия в детском саду.
Термин «Экспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поэтому необходимо развитие такого качества, как инициативность через процесс экспериментирования, используя такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребё нок мог самостоятельно:
• видеть и выделять проблему
• ставить цель и решать проблемы
• выделять существенные проблемы и связи
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
• проводить эксперимент
• делать выводы
В следствии комплекса используемых методов во время проведения экспериментов дети испытывают радость, начинают задавать вопросы, проявлять инициативу и любознательность.
Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования.
Для развития инициативы проводятся эксперименты и наблюдения
• «Почему песок хорошо сыплется?»
• «Глина, её качества и свойства»
• «Свойства и признаки воды»
• «Откуда берётся вода»
• «Реактивный шарик»
• «Упрямый воздух»
• «Живая змейка»
• «В тепле и в холоде»
• «Фабрика питания»
• «Умный нос»
• «Почему дует ветер?»
• «Для чего растению нужны семена»
• «У воды температура»
• «Глина – природный материал»
• «Как появляются горы?»
• «Магнит и его свойства» и др.
Необходимо помнить, что в любом возрасте дошкольников необходимо поддерживать детскую инициативу. Эта поддержка для каждого возраста своя.
Способы поддержки детской инициативы в группе раннего возраста
Для поддержки детской инициативы в экспериментировании необходимо :
• предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
• отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
• не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
Способы поддержки детской инициативы в младшей группе
Для поддержки детской инициативы необходимо :
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
• рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;
Способы поддержки детской инициативы в средней группе
Для поддержки детской инициативы необходимо :
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
• не допускать диктата, навязывания в выборе детьми вида деятельности; обязательно участвовать в деятельности детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день;
• читать и рассказывать детям по их просьбе.
Способы поддержки детской инициативы в старшей группе
Для поддержки детской инициативы необходимо :
• создавать в группе положительный психологический микроклимат;
• поощрять желание создавать, осуществлять что-либо по собственному замыслу;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации самостоятельной деятельности;
Способы поддержки детской инициативы в подготовительной группе
Для поддержки детской инициативы необходимо :
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность;
• создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности;
По результатам проводимой поддержки значительно возрастёт количество детей, проявляющих активный познавательный интерес, инициативу и творчество в решении творческих задач.