Наталья Синягина
Консультация для педагогов ДОО «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги-практики ДОО все время заняты поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры. К числу таких методов можно отнести игру, в которой будут заняты и взрослые (мамы и папы, бабушки и дедушки, экологическая культура которых также будет совершенствоваться, если в детских учреждениях, которые посещают их дети, проводится эколого-педагогическая работа.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра привлекает всех – она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Игра необходима в системе дошкольного воспитания, она является основой любой деятельности ребенка этого периода жизни. Можно предположить, что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.
Игровая деятельность выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.
Главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра – это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Многие ученые отмечают важную роль
обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт
ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко,
У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.). Понимая целесообразность использования игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают дидактические игры, которые помогают детям усвоить различные понятия, выработать соответствующие навыки и умения.
Такие игры будут способствовать решению различных учебных задач:
формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации обучения, методом (приемом) закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.
Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Любое изменение соотношения структурных элементов игры (несоблюдение правил, ограничение игровых действий, постановка только учебных задач и. т. п.) превращает ее в систему дидактических упражнений.
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Авторы, которые занимаются исследованием дидактических игр, выделяют их обязательные элементы: обучающую задачу (цель, игровые правила и действия. Некоторые исследователи к элементам игры относят содержание, сюжет, роль, игровой замысел, результат. Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней
игровых моментов : загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового. Направленность дидактической игры на закрепление знаний, а не на сообщение детям новой информации побуждает исследователей искать новые пути обучения дошкольников в процессе игры, в частности сюжетно-ролевой как основного вида игр для детей дошкольного возраста. Исследования Николаевой С. Н., Комаровой И. А. показали, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни.
Для обучения ими были использованы различные игровые элементы : сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, которые изображают животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологической образовательной деятельности. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Исследованием выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС-путешествия.
Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика
позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять
в руки игрушечную рыбку и не могут – живую, которая плавает в аквариуме, что особенно важно для младших дошкольников.
Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования (поведения). Игрушка не может заменить животное или растение, но она в такой же степени является содержательным элементом обучения. Различные игровые ситуации показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей разного дошкольного возраста реалистических представлений о животных.
Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом. При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Использование игрушки в процессе обучения должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: игрушка помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.
Следует также отметить, что использование игрушек-аналогов не во всех случаях может быть одинаково успешным. Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Особенно это необходимо, когда с животным невозможен действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, т. к. исключена возможность
взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на
игрушечного щенка, если рядом с ними находится живая собака, которую можно погладить, взять за лапу, которая ходит, нюхает, лает. Широкое использование игрушек-аналогов в дидактических целях ознакомления
детей с природой выдвигает определенные требования к их качеству, которое
определяется следующими моментами. Игрушка должна быть узнаваема: ее форма не должна вызывать сомнения в принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка, независимо от материала, из которого она изготовлена, должна быть «доброй» и симпатичной, привлекать внимание детей и взрослых, вызывать положительные эмоции. Игрушка должна быть эстетичной – ее окраска может быть декоративной, но всегда высоко художественной.
Вторую группу игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют таких кукол, как Буратино, Незнайка, Петрушка и др., чтобы привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Однако их роль в обучении, как правило, невелика: в основном они выполняют развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают проведению образовательной деятельности.
Между тем героев полюбившихся сказок, рассказов и фильмов дети
воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают
многие исследователи, которые изучают влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицкая, Л. П. Бочкарева, О. К. Зинченко, А. М. Виноградова и др.). Кукол, которые являются персонажами сказок, опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать во время образовательной деятельности. Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Красной Шапочки и других героев сказок. С помощью этих персонажей, хорошо знакомых детям, можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания. Куклы из сказок - это не просто симпатичные игрушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают
и поэтому попадают в сложное положение – и тогда необходимы знания и помощь детей. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т. е. из обучаемых дети превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
Во время образовательной деятельности воспитатель задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.
Третья группа игровых обучающих ситуаций – это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю» и др., в процессе которой дети узнают много нового.
В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника и – это главное в подобном типе ИОС – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений).
Все ИОС требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру – в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит образовательную деятельность с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т. к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картин очевидны. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают
им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и реальных прогулок формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому.
Литература
Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.