Татьяна Викторовна Серегина
Консультация для педагогов детского сада «Взаимосвязь педагогов детского сада в коррекция детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов детского сада.
«Взаимосвязь педагогов детского сада в коррекция детей с ТНР».
Показателем общей культуры речи в соответствии с произносительным нормам речи говорящего, является фонетико-фонематическая сторона речи. Необходимость совершенствования специальных коррекционных условий образовательного процесса в ДОО обусловлена прогрессирующим увеличением числа детей с речевой патологией. Наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
Публикация «Консультация для педагогов детского сада „Взаимосвязь педагогов детского сада в коррекция детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Своевременное выявление и устранение ФФН у дошкольников является одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедии. Это обусловлено рядом факторов: во-первых, полноценное речевое развитие является основным критерием готовности ребенка к школьному обучению, следовательно, своевременное выявление ФФН помогает корригировать речевую функцию, служит профилактикой нарушений письма и чтения, способствует подготовке детей к усвоению программы общеобразовательной школы. Во-вторых, ФФН может провоцировать возникновение вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и речевого поведения ребенка: стеснительность, замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь и т. д., что приводит к речевой и психологической инактивности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи, в том числе её фонематической стороны, недостатки которой в это время легче и быстрее устраняются, что создаёт благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития ребёнка. От того, насколько эффективно проводится логопедическая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, зависит их дальнейшее обучение в школе. Каким же образом развивать у ребёнка фонематические процессы?
Работа над фонематическими процессами ребенка проводится постоянно в течении всего дня, на всех занятиях и во всех видах деятельности, всеми педагогами, работающими во взаимосвязи с данной группой детей дошкольного учреждения: логопедом, воспитателями, психологом, физкультурным и музыкальным руководителями.
Поскольку у детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, лучше всего это делать в игре. В игре ребёнок живёт, в игре он обучается. Игра развивает, обучает и воспитывает ребёнка-дошкольника. Она позволяет педагогу наиболее полно и качественно, а главное – в доступной для ребёнка форме, решить различные задачи образовательного процесса.
Развитие речевого дыхания– компонента звучащей речи происходит тоже в игровой форме. Плавность речи, её выразительность, умение соблюдать паузы и менять громкость напрямую зависит от владения техникой речевого дыхания.
Развитие у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания. У человека неречевое дыхание осуществляется автоматически: вдох равен выдоху, происходит через нос, вдох по продолжительности практически равен выдоху.
Речевое дыхание происходит через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса [1] Работа над речевым дыханием проходит на занятиях с логопедом через дидактические игры и упражнения: «Раз, два, три – шурши», «Снежная вьюга», «Весёлые пузырьки», «Футбольный матч», «Кораблик» и другие. Также логопед рекомендует эти упражнения педагогам группы для индивидуальной работы во второй половине дня.
Работа дыхательной гимнастикой также происходит на занятиях физкультуры, так как это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательным упражнениям происходит насыщение организма кислородом. При выполнении упражнений важно знать, что вдох делается в момент расслабления мышц, а выдох – в момент их напряжения, когда прилагается максимальное усилие.
В результате проведения на каждом музыкальном занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, происходит развитие исполнительских способностей детей. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает успокоится, справиться с волнением и раздражительностью. Упражнения рекомендуются выполнять под музыку: исходное положение стоя, рот закрыт. Одну половину носа закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа; делать вдох через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз).
Музыкальные и физкультурные занятия, наряду с занятиями логопеда и педагогов группы, играют большую роль в коррекции речевых недоразвитий детей, так как на этих занятиях развивается правильное чувства ритма, координация движений. Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, развивать. У ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.
Необходимо помнить правила: на занятии следим, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках и ногах). Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком, подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2 – 3 раза) [и др. ].
Желаем успехов в работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва: Директ-Медиа, - 2008.
2. Т. Гогуадзе Что такое речевое дыхание и как оно влияет на качество почерка? https://dyslexia.ru/baza-znaniy/tekhnologii-pri-disleksii/chto-takoe-rechevoe-dykhanie-i-kak-ono-vliyaet-na-kachestvo-pocherka