Татьяна Скрягина
Консультация для педагогов «Деятельностный метод в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных целей развития системы образования в настоящее время и на ближайшую перспективу является восстановление единого образовательного пространства, в котором реализуется новая, деятельностная парадигма образования.
В связи с вариативностью образовательных систем и в последние годы остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали.
Публикация «Консультация для педагогов „Деятельностный метод в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В целях решения данной проблемы в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования Российской Федерации на основании решения Ученого совета академии № 27 от 27.10.2003 г. создан Центр системно-деятельностной педагогики (ЦСДП) «Школа 2000.» (приказ по АПК и ПРО № 3 от 05.01.04 г.).
Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000.», получившая в последние годы научное признание и широкое распространение (авторский коллектив под руководством директора Центра, д. п. и. Л. Г. Петерсон удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 г. - указ № 1178 от 5 октября 2003 г.).
Данная дидактическая система интегрирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования (П. Я. Гальперин. Л. В. Занков. В. В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой.
На базе Центра СДП «Школа 2000.» в рамках программы модернизации российского образования развернута работа восьми лабораторий по развитию теоретических основ дидактической системы деятельностного метода, использованию ее в преподавании математики и других предметов, по проблемам комплексного мониторинга результатов обучения, подготовке педагогических кадров к практической реализации технологии деятельностного метода и др.
Ежегодно (в марте) ЦСДП «Школа 2000.» проводит конференции по проблемам развития и освоения дидактической системы деятельностного метода, где обсуждаются результаты работы лабораторий, обобщается опыт регионов по вопросам методического и организационно-педагогического обеспечения деятельности образовательных учреждений.
Центр уделяет особое внимание новым технологиям повышения квалификации и содействует их распространению. Разработан проект «Школа - Центр методическойработы по дидактической системе «Школа 2000.» (проект «Пять шагов», в задачу которого входит создание региональных центров для оказания информационно-методической помощи и повышения квалификации учителей (воспитателей) в регионе по технологии деятельностного метода. Проект реализуется совместно с региональными управлениями образования, методическими службами и институтами повышения квалификации.
Одним из основных направлений деятельности ЦСДП «Школа 2000.» является организация системы курсовой подготовки по дидактической системе деятельностного метода и ее реализации в непрерывном курсе математики программы «Школа 2000.». С точки зрения теории деятельности, необходимыми составными элементами любой системы деятельности, в том числе и системы образования, являются:
1) целевые требования к деятельности системы (чего мы хотим достичь);
2) информация об исходном состоянии (с чего мы начинаем, на чем базируемся);
3) средства и методы реализации деятельности (как мы будем это делать);
4) условия реализации нормы деятельности субъекта деятельности (что необходимо конкретному исполняющему лицу для достижения результата);
5) условия реализации нормы деятельности управленца (что необходимо лицу, управляющему процессом);
6) средства контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям (как определить, соответствует ли полученное нашим исходным желаниям, критерии достижения цели);
7) допуски соответствия результата деятельности целевым требованиям (возможные варианты результата).
Обеспечить развивающую функцию образования позволяет новая система дидактических принципов, которая предусматривает:
• самостоятельное «открытие» детьми нового знания (принцип деятельности);
• преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики (принцип непрерывности);
• формирование единой картины мира (принцип целостного представления о мире);
• разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
• снятие стрессробразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
• максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности (принцип творчества);
• развитие вариативного мышления (принцип вариативности).
Таким образом, семь перечисленных выше дидактических принципов задают требования ко всем элементам системы. Следовательно, именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования, то есть они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
Реализация цели формирования у подрастающего поколения готовности к саморазвитию обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:
1) формирование мышления через деятельность;
2} формирование системы ценностей;
3) формирование целостной картины мира.
Изменение парадигмы образования связано прежде всего с приоритетностью деятельностных целей что требует новых подходов к организации образовательного пространства.
В мире деятельности существует всего три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) ее выполнения: самоопределение («хочу» и «могу»выполнить данную норму деятельности, нормореализация (выполняю норму) и нормотворчество (составляю новую норму).
Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма)деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, гак и отрицательным. При положительном самоопределении фиксируется наличие:
1) способностей к реализации данной нормы деятельности;
2) потребности к включению в эту деятельность.
Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности; ее итогом является преобразованный продукт.
Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.
Под самореализацией понимается процесс нормореализации в условиях выполнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса (невыполнимости) известной нормы, а под саморазвитием - процесс самоопределения и самореализации.
Таким образом, понятийный инструментарий, разработанный в методологии, позволяет не только однозначно трактовать значение понятий самоопределения, самореализации и саморазвития личности, но и вскрывает их технологическую структуру. В свою очередь, знание этой структуры позволяет построить интегративную технологию организации учебного процесса, направленного на формирование готовности к саморазвитию.
Под технологией организации процесса обучения мы понимаем функционарно связанную последовательность его этапов и систему требований к каждому из них, а так же обеспечивающую системное включение каждого обучающегося, независимо от его актуального уровня, в основные виды деятельности и тем самым формирующая у него способность к этим видам деятельности, то есть готовность к саморазвитию.
Под технологией организации процесса обучения мы понимаем функционарно связанную последовательность его этапов и систему требований к каждому из них, а так же обеспечивающую системное включение каждого обучающегося, независимо от его актуального уровня, в основные виды деятельности и тем самым формирующая у него способность к этим видам деятельности, то есть готовность к саморазвитию.
Разработанная технология адаптирована для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей.
1) Введение в игровую ситуацию.
На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.
Например:
2) Затруднение в игровой ситуации.
Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, определяется проблема возникшая в мотивацнонной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.
Например:
3) «Открытие» нового способа действий.
Детям предлагается и, после согласования с ними, принимается новый способ действий.
Например:
4) Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.
На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью подобранногоспособа действий и его использование в аналогичных ситуациях.
Например:
5) Повторение и развивающие задания.
Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.
Например:
6) Итог занятия.
Построение занятий с дошкольниками в соответствии с перечисленными этапами обеспечит поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы. Заметим, что предложенная технология может быть использована не только при изучении математике, но и на занятиях по другим предметам.
Итак, вам были изложены основные теоретические положения, обосновывающие интегративную технологию развивающего обучения, т. е деятельностного метода, и показана возможность его практического использования в дошкольных образовательных учреждениях.